Бодрость полного цикла

Начать в России бизнес по производству натурального и растворимого кофе могли только очень амбициозные и уверенные в себе люди. 

Сегодня предприятие является признанным лидером на рынке натурального жареного и растворимого кофе. Компания расширяет производство и рассматривает возможность экспорта в Европу сублимированного напитка из цикория, который она начала производить первой в мире. Тренд на здоровый образ жизни уже сделал его на Западе почти таким же популярным, как кофе.

В нынешнем году компания отмечает 22-летие. А ведь тогда в 90-х только что открывшийся российский рынок стремительно делили между собой транснациональные компании, имевшие за плечами не только столетний опыт работы и известные бренды, но и производства, оснащенные по последнему слову техники, отработанную маркетинговую стратегию и, что немаловажно, практически неограниченные финансовые ресурсы для вложений в рекламу и продвижение продукта.

Впрочем, особой рекламы тогда и не требовалось. Рынок, страдавший от дефицита, потреблял любые товары, попадавшие на прилавок. И все же у рынка кофе в то время были свои специфические особенности. С одной стороны, во времена позднего советского дефицита растворимый кофе делали практически из того, что под руку попадется,— ячменя, ржи, овса и чуть ли не свеклы, и у потребителя сложилось предубеждение: считалось, что растворимый кофе — это и не кофе вовсе. С другой стороны, доступ к натуральному молотому кофе имели настолько немногие, что его потребление было практически не развито. Поэтому первым маркетинговым шагом глобальных игроков рынка стало внедрение культуры потребления кофе как такового.

Что в этой ситуации могли им противопоставить российские производители? Почти ничего, кроме собственных амбиций и желания отстоять рынок. Это примерно как школьную футбольную команду выпустить на поле против игроков профессионального клуба. Впрочем, все профессионалы вырастают из школьников, пройдя обучение. Для будущих основателей «Московской кофейни на паяхъ» такой школой стала дистрибуция. Сначала бизнесмены занялись продажей продукции Nestle. Затем открыли собственное производство жареного кофе и фасовку высококачественного растворимого кофе из Швейцарии. Параллельно изучали технологию, особенности сортов и различных видов продукта, последние ноу-хау отрасли, спрос и вкусы потребителя.

В 2002 году начался новый период становления компании: строительство в подмосковном Тучкове собственного завода по производству сублимированного растворимого кофе по новейшим технологиям позволило ей окончательно закрепить за собой статус производителя.

Инвестиции в производство составили на тот момент огромную сумму — 80 миллионов долларов, из которых 42 миллиона были кредитными средствами Сбербанка. В то время надо было иметь очень серьезные преимущества, чтобы вкладывать такие деньги в рынок с насыщенной конкурентной средой и бороться за долю в продажах с ведущими мировыми производителями. Таким преимуществом стало качество получаемого продукта. Завод, построенный в Тучкове, был не просто «сборочным» производством по упаковке кофе, а полноценным предприятием полного цикла, где решающую роль играли технологии. Именно с их помощью удалось добиться стабильного, гарантированного качества продукта. Это позволило продукции компании завоевать заметную часть российского рынка.

Постоянное отслеживание новых тенденций дало российской компании не только возможность идти в ногу с основными конкурентами, но и в некоторых вещах опережать их. Уровень автоматизации производства на предприятии достиг 98 процентов. Несколько тысяч автоматических контроллеров каждую секунду осуществляют сбор данных на всех этапах производства. На весь огромный завод, выпускающий кофе более чем на миллиард чашек в год, всего семь специалистов, осуществляющих управление из операторской.

Впрочем, чтобы иметь преимущество на рынке, одного завода оказалось мало. Кофе произрастает в 80 странах мира, из них около 50 занимаются его экспортом. Безусловным лидером по объемам производства кофе является Бразилия: на ее долю приходится около 35 процентов общего объема поставок на мировой рынок. За ней следуют Вьетнам (17%), Колумбия (10-11%) и Индонезия (3-4%).

Большинство производителей закупают сырье — зеленые необжаренные зерна — на биржах. Кто и как его собирал, где и как хранились 60-килограммовые мешки — полного представления об этом покупатели не имеют, а значит, они лишены возможности контролировать процесс с самого начала.

«Московская кофейня на паяхъ» пошла по другому пути: компания приобрела собственные плантации в Колумбии и Доминикане. Такой подход обеспечил российскому производителю полную уверенность в качестве исходного сырья: в ручном отборе самых спелых кофейных ягод, которые затем перерабатываются на месте влажным способом — более затратным, чем сухой, но дающим лучший результат,— и после этого сразу отправляются на подмосковный завод.

По статистике 80% россиян предпочитают растворимый кофе и только пятая часть заваривает молотый. Примерно такое же соотношение объема продаж жареного и сублимированного кофе у «Московской кофейни на паяхъ». И хотя часть маркетологов утверждает, что рынок кофе в России уже достиг своего насыщения и растет только в отдельных сегментах, спрос на продукцию компании увеличивается. На сегодняшний день компания входит в топ-10 производителей кофе в России с долей рынка 8 процентов.

В середине ноября компания объявила о строительстве еще одного завода в Рузском районе, после его запуска в 2020 году объем выпуска продукции увеличится в два с половиной раза. Инвестиции в новое производство составят около 45 миллионов евро.

Как пояснили в компании, новый проект призван работать на перспективу: «Московская кофейня на паяхъ» стала первым в России и Европе производителем сублимированного цикория, и продукт был хорошо воспринят российским потребителем. Теперь дальновидные бизнесмены рассматривают возможность его экспорта в Европу: в странах ЕС, где запрос на здоровый образ жизни стал нормой, напиток из цикория стал вторым по популярности после кофе, а рынок еще далек от своего насыщения.

Мария Тарасова