«Я тоже на таком катался в детстве!»
Легендарный советский автобус колесит по дорогам Рузского округа
Житель Москвы Иван Бедняков в детстве мечтал стать водителем автобуса. Спустя годы давнее увлечение воплотилось в жизнь. С большим почитателем и популяризатором советской автомобильной ретротехники встретился наш корреспондент.
Иван Бедняков живет в Москве, работает в энергетическом комплексе, но Рузский край считает своей второй родиной — в деревне Макеиха у его бабушки с дедушкой с 1957 года домик и сад. Там он научился ходить, там же и проводит всю сознательную жизнь. Все свободное время нашего собеседника занято редкими автомобилями: участием в ретровыставках, встречах, клубных поездках. Иван состоит в клубе «волговодов» (любителей автомобилей ГАЗ «Волга»), в сообществах любителей ретро-автобусов Москвы и Санкт-Петербурга.
Первый свой ретромобиль он приобрел в 2011 году за 80 тысяч рублей. Это был легендарный советский легковой седан с задним приводом ГАЗ-24 «Волга» 1984 года выпуска.
— Машина была в хорошем состоянии, что называется «из-под дедушки»: классика, пробег 30 тысяч, но бок поцарапан при выезде из гаража. Подрихтовал, подкрасил, поменял отслужившее свое резиновые детали, шланги, сальники, и все! Начал ездить, пользуюсь этой машиной и сейчас. Кстати, большинство работ выполнял сам, но помогали и друзья, а вот в сервисах неохотно брались за работу — не осталось почти специалистов.
Приобрел по случаю ГАЗ-31029 «Волга» — та была в более плачевном состоянии. Салон, кузовное железо — под замену, работы непочатый край.
Потом также были «Волги» — ГАЗ-3102 и ГАЗ-2402. Последний, универсал 1985 года, выкупил у одного очень известного гонщика, мастера спорта СССР. Уговаривал целый год, пока он не сдался! У этой машины состояние было идеальное, и пробег всего 30 тысяч километров. Мечта коллекционера, учитывая, что большинство таких универсалов погибло еще в советские годы!
На первой своей «Волге» ездил в Нижний Новгород, участвовал в большом празднике, посвященном 45-летию со дня выпуска первой «Волги» ГАЗ-24. Была очень интересная встреча в музее Горьковского завода, там мне довелось повстречаться с разработчиками легендарного автомобиля, в том числе с главным констурктором ГАЗа В.Н. Носаковым и ведущим конструктором ГАЗ-24 Б.В. Реутовым.
— Иван, а почему именно «Волга», а не «Жигули» или «Москвич»? Есть ведь и огромное количество очень интересных старых иномарок…
— Так уж сложилось. С детства хотелось, чтобы в семье была именно ГАЗ-24 «Волга», но, к сожалению, этого не случилось. В зрелом возрасте, как видите, мечта сбылась.
«Волга» — это классический заднеприводный автомобиль. Таких в России уже не выпускают — «Жигули» давно сняты с производства, завод АЗЛК, где делали «Москвичи», прекратил существование. Можно назвать УАЗ, но это нынче уже совершенно другой автомобиль. И даже в США, где традиционно выпускалось много классических моделей, с конца 90-х годов производители следуют тенденциям японской и европейской моды с их переднеприводными платформами. Плавность хода ушла в прошлое.
— С чего началось увлечение ретроавтобусами?
— В детстве я грезил не только «Волгами», но и хотел, как многие мальчишки, стать водителем автобуса. В детстве мы стояли у поручня рядом с водителем ЛиАЗа, чтобы посмотреть, как он управляет им, висели на подножке у венгерского городского автобуса «Икарус», интересовалась ЛАЗами.
Водителем автобуса я не стал, но то глубокое детское желание не прошло. Получил права категории D, поездил по дорогам, освоил азы практического вождения.
— Где вы достали такой замечательный автобус?
— Этот ЛАЗ-695Н произведен в 1989 году Львовским автобусным заводом (Украина). Служил на военном заводе в городе Жукове Калужской области с момента производства, ездил все 1990-е годы и в начале 2000-х. Возил членов профсоюза, детей — в пионерлагерь, был служебным автобусом, хранился в ангаре. Проездил около 15 лет. В 2013 году его списали с баланса предприятия и официально продали мне по договору, цена — 180 тысяч рублей.
— Какое было у него состояние?
— По кузову — вполне приличное. Но вот родной двигатель ЗИЛ-130… Ушатанный, весь разбитый. Перебрать почти не представлялось возможным: нет специалистов, запчастей, полно подделок. По счастью, через какое-то время мне удалось удачно приобрести хороший аналогичный мотор от грузовика, стоявшего на военном хранении, и поставить его на автобус. Если раньше подъем на въезде на улицу Солнцева в Рузе автобус в жизнь бы не одолел, то сейчас спокойно справляется с этой задачей. Мощность двигателя 150 лошадиных сил, бензин А-76. Такого, конечно, сейчас не найдешь, приходится заливать 92-й.
— Кому показывали свое приобретение?
— После реставрации ЛАЗ уже 4-ый год находится в Музее московского транспорта на Рогожском валу. Но мне, конечно же, всегда хотелось использовать его по прямому назначению, а не в качестве экспоната. Поэтому я перегнал его в Рузский округ, в Макеиху, чтобы насладиться ездой на нем.
Этим летом заезжал на автовокзал в Рузу. Водители увидели мой ЛАЗ, тут же собрались, начали обсуждать достоинства и недостатки. Представляете, как приятно было поговорить с теми, кто в советское время начинал шоферскую карьеру на таких же машинах! Ребята помоложе вспоминали, как школьниками катались на таких автобусах, какие эмоции испытывали.
— Какие планы у вас на ретроавтобус?
— Буду ездить на нем, показывать всем желающим. К сожалению, использовать машину в качестве туристического транспортного средства пока нельзя — для этого нужно иметь лицензию. В Санкт-Петербурге, например, где движение ретроавтобусов очень развито, эта проблема решается; там на законных основаниях курсируют и фестивальные, и туристические автобусы. Но если бы вы знали, как мне хочется покатать на своем автобусе хоть кого-нибудь, просто так, для души, бесплатно…
— Интерес к подобной технике в обществе имеется?
— Да. Например, по несколько раз в году мой автобус используется для съемок в кино. Это единственный в Московском регионе ходовой ЛАЗ, да еще в приличном состоянии. И киношникам, снимающим фильмы из времен СССР, такая техника часто требуется. Года три назад в Лужниках проходили съемки фильма про Олимпиаду-80, так вот в мою машину садились, по сценарию, приехавшие в Москву спортсмены. В 2019 году автобус использовался для съемок отечественного кино про катастрофу на Чернобыльской АЭС. Надо будет посмотреть, когда в прокат выйдет!
«Волга» ГАЗ-24 также снималась в фильме «С чего начинается Родина» — одновременно в роли такси, служебной и патрульной машины. Злоумышленники на ней уходили от погони, милиционеры на ней же преследовали злоумышленников, стреляли из нее, в сцене ногами была разбита «Волга»-дублер. Вот такая «актриса» на колесах!
— Вопрос напоследок: а что после ЛАЗа будет?
— Есть мечта — приобрести ЛиАЗ-677 производства Ликинского автобусного завода, который более 40 лет использовался на всех автобусных маршрутах огромной страны. Кстати, в Арзамасе Нижегородской области в местном автобусном парке до сих пор служит колонна таких ЛиАЗов. Ее каждый год грозятся списать в утиль, но старые трудяги до сих пор в строю.