Ружанам – о процедуре проведения камеральных и выездных налоговых проверок

С целью контроля над соблюдением налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) законодательства о налогах и сборах налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Процедура их проведения прописана в статьях 88 и 89 Налогового кодекса Российской федерации (НК РФ).

Если по результатам проверки выяснится, что налогоплательщиком допущено нарушение законодательства о налогах и сборах, уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется и вручается налогоплательщику акт налоговой проверки.

Налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Возражения подаются в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки. Налогоплательщик вправе сразу приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ). Кроме возражений на акт налоговой проверки, налогоплательщик имеет право заявить о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность. Такое право можно реализовать и в случае, когда налогоплательщик согласен с фактом допущенного им правонарушения, но желает уменьшить размер штрафа.

Заявление (ходатайство) о применении обстоятельств, смягчающих ответственность, подается в налоговый орган в таком же порядке, как и возражения на акт налоговой проверки, т.е. в течение одного месяца со дня получения акта проверки. К такому заявлению должны быть приложены документы (их копии), подтверждающие наличие смягчающих обстоятельств.

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность установлен пунктом 1 статьи 112 НК РФ:

1. совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2. совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3. тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4. иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Данный перечень является открытым, поскольку предусматривает возможность признать иные обстоятельства, смягчающими ответственность по усмотрению суда или налогового органа.

Примерный перечень обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими налоговую ответственность:

  • незначительная просрочка (перечисление налога в течение незначительного количества дней после установленного срока; подача с незначительным пропуском срока уведомления, декларации, расчета);
  • признание вины и устранение ошибок (признание вины; уплата налога; отсутствие задолженности на момент принятия решения; устранение ущерба; самостоятельное выявление и устранение ошибок);
  • благотворительная деятельность (осуществление налогоплательщиком благотворительной деятельности);
  • социальная направленность деятельности налогоплательщика (налогоплательщик-сельхозпроизводитель; градообразующее предприятие; некоммерческий характер деятельности)
  • тяжелое финансовое положение организации (ликвидация предприятия; реорганизация налогоплательщика; процедуры банкротства; неведение хозяйственной деятельности; сезонный характер работ)
  • тяжелое материальное положение физического лица (пенсионер; отсутствие дохода);
  • тяжелое состояние здоровья (инвалидность; тяжелое заболевание; болезнь во время совершения правонарушения);
  • совершение правонарушения в силу стечения обстоятельств (личные и семейные обстоятельства; ошибки);
  • несоразмерность деяния тяжести наказания (совершение правонарушения впервые; незначительный характер правонарушения; отсутствие неблагоприятных экономических последствий; отсутствие ущерба бюджету; добросовестное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей; наличие постоянной переплаты; отсутствие умысла на совершение правонарушения).

Кроме этого, в случае если деятельность налогоплательщика относится к перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №434, в целях поддержания финансовой устойчивости экономической деятельности налогоплательщика в качестве смягчающего ответственность обстоятельства возможно учесть меры, принятые Правительством Российской Федерации в 2020-2021 годах для ограничения распространения COVID-19 (решение от 15.06.2022 № КЧ-3-9/6193).

Также, учитывая положения пункта 4 статьи 112 НК РФ, в целях поддержания финансовой устойчивости экономической деятельности организаций и противодействия негативным последствиям в экономической сфере в качестве смягчающего ответственность обстоятельства возможно учесть введение иностранными государствами экономических санкций в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц, граждан Российской Федерации.

Наличие у налогоплательщика статуса субъекта малого и среднего предпринимательства также может быть учтено в качестве смягчающего ответственность обстоятельства (решение от 08.04.2022 №КЧ-4-9/424).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.