С гитарой – по жизни
Николай Котов из Рузы – легендарный человек. Виртуозный гитарист, участник многочисленных музыкальных коллективов, один из организаторов рок-движения в районе, педагог по гитаре с многолетним стажем и просто хороший человек. О своем жизненном пути Николай Александрович рассказал в интервью Максиму Гамзину.
Родился в 1958 году в поселке Школьный в Больших Вяземах Одинцовского района. Увлечение гитарой началось около 1965 года, примерно, с 8-и класса школы. Друзья-одноклассники играли, и мне захотелось. К тому же начался бум советских ВИА – вокально-инструментальных ансамблей, таких как «Добры молодцы», «Веселые ребята», «Поющие гитары».
Долго просил у мамы купить мне гитару и уговорил, в конце концов. Так у меня появилась шиховская акустическая гитара – такие выпускались на музыкальной фабрике в поселке Шихово под Звенигородом. Я к ней подобрал звукосниматель, прикрутил шурупчиками к корпусу. Воткнул проводки в аудиовход радиоприемника и… получилась электрогитара! А в 9-10-х классах уже играл на настоящей электрогитаре, которую дал мне мой друг.
Примером для подражания были композиции групп «Дип Перпл», «Лед Зеппелин», «Пинк Флойд», ранние альбомы «Машины времени». Собирались всем классом на футбольном поле, включали радиоприемник VEF и слушали «вражеские голоса» – «Свободную Европу», «Голос Америки», культовую программу Севы Новгородцева о рок-музыке на английской радиостанции «Би-би-си». Нас это очень интересовало, будоражило.
Главным моим кумиром тогда, впрочем, как и сейчас, был и остается великий гитарист Ричи Блэкмор из «Дип Перпл». Первый альбом, привлекший мое внимание, – «Одержимый автомобилями» 1972 года. Именно на этой пластинке были, пожалуй, самые знаменитые хиты всех времен и народов — «Дым над водой» и «Звезда автострады». Включал магнитофон, слушал сутками напролет, засыпал и просыпался под них.
У меня был катушечный магнитофон «Астра» – бобины крутились, пленка осыпалась, но я не мог оторваться, хотя мама ругалась и заставляла идти в школу. Я буквально помешался на «Дип Перпл»! Хотелось увидеть того самого Ричи Блэкмора и его гитару, хотя бы на фото. Забегая вперед, скажу, что мечта сбылась, но только в конце 80-х. Были советские видеомагнитофоны «Электроника ВМ-12», и однажды кто-то принес видеокассету с записью группы, но только не «Дип Перпл», а «Рэйнбоу» — коллектива, который создал Ричи Блэкмор. Эту кассету я засмотрел буквально до дыр.
После школы поступил в техникум в Москве, рядом с метро «Аэропорт». Учился на механика по обслуживанию торговых автоматов по розливу газированной воды и размену монет в метро, а также холодильных установок. Мама каждый день давала мне по рублю на обеды, но я эти деньги откладывал на новую гитару.
C трудом удалось накопить 150 рублей, а электрогитара стоила 270. Бабушка и крестная добавили недостающие 120 рублей. Так у меня появилась своя первая в жизни гитара – чехословацкая «Йолана Специаль». На ней я уже начал играть настоящую музыку – тех же «Дип Перпл», «Пинк Флойд», «Грэнд Фанк Рэйлроуд». Учителей не было. Подбирал аккорды самостоятельно. Конечно же, аппликатура была неправильная, пальцы ставил не так, как нужно. Но я старался как мог. Шел 1979 год.
В нашем техникуме была кое-какая аппаратура, колонки, усилители марок «Ритм», «Радуга». Подключал к ним свою чехословацкую гитару и играл.
Там же собрал свою первую рок-группу. Ее название уже сейчас и не вспомню… С этой командой однажды приехали из Москвы в родные Большие Вяземы, выступили в моей школе с концертом. Помню, очень тепло нас тогда приняли. Потом участвовали в каком-то конкурсе и даже стали лауреатами. Уровень игры у меня тогда был, конечно же, очень низкий, по сравнению с тем, что я умею сейчас.
Потом была срочная служба в армии. Инженерные войска, замкомвзвода. Эстония, Таллин. Красивейший город! Мама прислала мне в воинскую часть гитару, а внутри была посылка – шоколад, конфеты. Вкуса тех сладостей мне никогда не забыть!
Познакомился с ребятами из местного ДК, который находился через дорогу от нашего полка. Это были русские, а не эстонцы. Они разрешали пользоваться своей аппаратурой. Командиры иногда отпускали со службы, мы приходили туда вместе со своими сослуживцами и репетировали. Потом часть закупила собственную аппаратуру, и музыка уже перешла на более серьезный уровень. Назвали себя – «Аэлин»: Ансамбль Электромузыкальных Инструментов. Выступали по ротам, в соседних гарнизонах, участвовали в праздниках, играли на школьных вечерах.
Играли «По французской стороне» Давида Тухманова, песни Зацепина, Таривердиева, Танича, хиты тех же «Дип Перпл». Начальник штаба полка в шутку называл нас «быдлос» – от слова «Битлз». А заместитель командира части, полковник, даже пригласил играть на свадьбе у своей дочери!
Когда демобилизовался из армии, мое имя вписали золотыми буквами в книгу почета воинской части. Всего же получил семь благодарственных писем и грамот, фотографировался у Красного Знамени, был одним из немногих солдат, которых осчастливили отпуском домой на 10 суток.
Еще будучи в армии чехословацкую гитару продал за те же 270 рублей, что и покупал. На гражданке, в Больших Вяземах, организовал свою группу, и начались выступления в местном общежитии. Играли на танцах. Появилась своя аппаратура, купил с рук электрогитару «Музима» производства ГДР.
В 1985 году по определенным обстоятельствам переехал жить в город Рузу.
Пришел в ДК по приглашению тогдашнего его руководителя Александра Колпакова. Начал играть с местными ребятами. Выступали на танцах, на концертах на Городке.
Однажды в Рузу завернула на гастроли московская джаз-рок-группа «Квадро». Гитаристом там был некто Дмитрий Четвергов. Он как раз продавал усилитель и самодельную электрогитару. Оставил в ДК наудачу объявление о продаже – вдруг кому понадобится. Понадобилось мне – решил выяснить, что за гитара. Позвонил по телефону. Четвергов пригласил меня к себе в Москву. Так состоялось наше историческое знакомство, и так этот человек стал моим музыкальным педагогом. Кстати, усилитель я у него таки купил, а в придачу — самодельную электрогитару. В те годы ведь был дефицит, и достать хорошую вещь не представлялось возможным.
В 1986 году началась моя серьезная карьера как гитариста. Дмитрий Четвергов оказался настоящим профессионалом гитары, с высшим образованием. Он сразу сломал мое представление о музыке. Сказал, что у меня хорошая гитарная хватка, уже есть кое-какая техника и даже слух имеется. Но все это нужно направить в нужное русло.
С этого мы и начали. Ездил к педагогу в Москву каждую неделю, а потом и он стал ко мне приезжать в гости в Рузу. Мы крепко подружились. Благодаря тем урокам начал расти в музыке. Занимался упорно, играл на гитаре по восемь-десять часов в сутки!
К тому времени я уже женился. В 1985 году появился на свет сын Дмитрий. В 1993 году родилась дочь Дарья. Чтобы не мешать им по вечерам укладываться спать, закрывался с гитарой в туалете. Клал на крышку унитаза подушку, включал метроном и под кофе с сигаретой играл… до пяти часов утра.
Сначала была правильная постановка рук. Четвергов показывал, как правильно держать гитару, работать правой рукой, левой рукой. Как держать медиатор. Правильно сидеть – не горбиться! Правильно дышать, ставить пальцы, брать аккорды. Начинали с простейших упражнений, потом пошли гаммы. Потихоньку, по учебнику, освоил нотную грамоту.
Вторым моим учителем был Александр Дмитрук, профессиональный музыкант, с высшим образованием, дирижер. Он тогда уже работал в Доме культуры в Рузе. Александр Петрович научил меня гармонии, показал, как правильно строится произведение, какова его форма.
Работал в автоклубе, в ДК Рузы, потом стал завхозом парка Городок. Вел занятия в авиамодельном кружке. Многие ребята, сейчас уже взрослые, помнят, как ходили и запускали модели планеров на стадионе в Рузе с дядей Колей.
Администрация выделила подвал на улице Революционной, 21, начали заниматься с детьми. Потом перебрались на Федеративную, 11. Были два теннисных стола, авиамодельный кружок, кружок по гитаре, качалка – там тягали гантели и штанги. Молодежь танцевала брейк-данс. Все при деле были. Но потом все потихоньку пришло в запустение – 90-е годы… Подвалы выкупили частники, занятия с детьми прекратились. Перешел снова работать в Дом культуры, преподавал гитару, но при этом не переставал параллельно заниматься музыкой с Дмитрием Четверговым.
В 2000 году в стране проходил всероссийский конкурс гитаристов, и на него отправили мою запись – гитарную инструментальную композицию «Бриз». Совершенно неожиданно пришел ответ. В нем говорилось, что я… занял первое место в номинации «Блюз-рок»! В качестве приза были струны и наушники «Сенхайзер», очень дорогие.
После выступления на конкурсе попал в поле зрения музыкальной индустрии – меня пригласили на работу в фирму A.T. Trade (позднее – «Музторг»). Это крупнейшая в России компания, которая занимается продажей музыкальных инструментов.
Мой друг Алексей Коломийцев — а он уже тогда был гитаристом очень высокого уровня — познакомил меня со многими известными музыкантами: с гитаристами Аллы Пугачевой Александром Венгеровым и Александром Левшиным, барабанщиком группы Филиппа Киркорова Александром Филоненко (он также играл с известным рокером Николаем Носковым), певцом Сергеем Челобановым, с Андреем Давидяном, участником крутейшей московской группы Sound Cake, которая выступала по клубам. Многие из них приезжали ко мне в гости в Рузу, мы отдыхали, вместе ходили на рыбалку.
Потом я начал ездить по гастролям. Побывал во многих городах России. Помогал с организацией концертов гитарист Аллы Пугачевой Александр Левшин.
Одновременно с этим в «Музторге» занимался рекламой музыкальных инструментов – усилителей, гитар, гитарных процессоров, порто-студий. Мне давали их домой, я их изучал, проверял возможности. После устраивал презентации, на которых рассказывал о том, как работают эти устройства, какие у них есть особенности. С такими презентациями объездил всю страну.
Во время этих поездок познакомился со многими известными музыкантами, общественными деятелями, артистами, например, с Натальей Варлей, Дмитрием Певцовым, покойным ныне Николаем Караченцовым, Ириной Муравьевой, солистами шоу-балета «Таис».
С зарубежными звездами часто сталкивался на выставке «Музыка – Москва», которая проводится ежегодно. Там выставляют свою продукцию крупнейшие музыкальные магазины России, рекламируют свет, звук, гитары, микрофоны, и вообще все, что относится к музыке.
Познакомился с английским джаз-роковым гитаристом Алексом Хатчингсом и Робертом Марчелло, который играет неоклассический метал. В «Музторг» однажды приехал американский гитарист-виртуоз, композитор, вокалист, продюсер и актер Стив Вэй. Он давал концерт, проводил мастер-класс и автограф-сессии. Там мы с ним и сфотографировались. Также довелось свести знакомство с одним из величайших гитаристов всех времен – американцем Джо Сатриани. «Сатч» – таково его прозвище – приезжал в Москву, и я с ним виделся. Общался с Ричи Котценом, величайшей звездой американской электрогитары, и мы с ним играли в клубе «Апельсин» в Москве. Владелец французской гитарной фирмы Lag Мишель Шевалье фотографировал меня, когда я презентовал новый инструмент его компании на выступлении в холле гостиницы Holiday Inn в Москве. Я, говорит, по России много ездил, но, чтобы так играть – это нечто невероятное!
В общем, в 2000-х я уже достиг довольно высокого уровня мастерства, как говорится, крепко держал гитару в руках. На маленькой кассетной порто-студии записывал свои произведения на аудиокассеты для магнитофона. Потом была цифровая порто-студия и, в конце концов, свой компьютер. А вот до собственной дискографии как-то руки не дошли – не интересовала эта сторона деятельности. Мне просто очень сильно хотелось играть на гитаре.
С начала 90-х годов, то есть с 30-35 лет, я преподаю ученикам гитару, то есть занимаюсь активной педагогической деятельностью.
Однажды на одной из выставок меня услышал дирижер оркестра из Страсбурга. Ему так понравилась моя игра на гитаре, что пригласил меня играть в своем оркестре. Но я не принял это предложение. Мишель Шевалье из компании Lag тоже звал меня к себе во Францию, и опять жизнь повернулась иначе.
Еще одна веха в биографии – участие во Всеукраинском рок-фестивале. С Четверговым мы там на двоих так крепко «вдули» на гитарах, что зрителям аж жарко стало. Показали, как надо играть по-настоящему!
От второго брака в 2012 году родилась дочь Соня.
Продолжал упорно заниматься гитарой. Создал ряд собственных гитарных произведений. Помогали мне в этом Четвергов, Дмитрук, другие мои друзья-музыканты.
В 2000-х годах в Рузе, в бытность главы района Олега Якунина и председателя Совета депутатов Юрия Занегина, наблюдался настоящий расцвет рок-движения. Я открывал фестивали «Рок против наркотиков» на Городке. Сам создавал группы, вокально-инструментальные ансамбли. Готовил молодых ребят, обучал гитарному мастерству. Самые лучшие – группа «Самолеты», она, кстати, недавно выступала на Дне Рузы, в августе 2021 года.
В период с 2005-го по 2010-й годы в Рузском районе проводилось много концертов, встреч с музыкантами, были заезжие светила рок-музыки, в том числе, например, Джо Линн Тернер из «Дип Перпл» и «Рэйнбоу». Одно время даже обсуждался вопрос об открытии рок-клуба в здании бывшего молочного кафе напротив Георгиевского пруда в Рузе, где сейчас находится один из сетевых магазинов. Все это потом, к сожалению, само собой заглохло и забылось.
Юбилейный концерт к своему 60-летию, в 2018 году, отыграл буквально на полусогнутых – мне поставили диагноз: артроз ног. Еле-еле смог дождаться конца выступления – боль была страшная. Кучу таблеток выпил, но все-таки выдержал, и концерт всем понравился.
Артроз на два с лишним года превратил меня в инвалида. Лежал дома на кровати, передвигался с трудом. Гитару совсем забросил – играть не было возможности, даже удержать в руках не мог. Очень сильно болели ноги. Пришлось уволиться по состоянию здоровья из ДК. Я остался совсем один.
На протяжении полутора лет были сделаны две операции, они были успешными: встал на ноги.
Перед второй операцией жизнь изменилась в лучшую сторону. Я встретил Светлану. Мы с ней были уже давно знакомы, еще с начала 2000-х годов. Благодаря ей потихонечку стал вставать на ноги. Я снова поверил в себя. Она стала моей музой, моим вдохновением и сильнейший опорой в жизни. Благодарю Бога за то, что опять встретился с ней. Эта женщина поддерживает меня во всем: и в музыке, и во всех других отношениях.
У меня сейчас опять ученики. Я на ногах, бодр и готов работать, творить. Появляются новые композиции, возобновляю все то, что ранее забросил, то, что потерял за годы болезни. Большую поддержку оказывают мои дети, которых я очень люблю.
Кстати о детях. Старший сын, Дмитрий, окончил с красным дипломом музыкальную школу по скрипке. Но не пошел дальше, хотя в музыкальной индустрии остался – одно время вел крупнейший сайт магазина по продаже музыкальных инструментов. Потом женился и уехал в Сербию. Сейчас Дмитрий занимается поставками тренажеров для занятий йогой.
Средняя дочь Дарья и младшая Соня тоже очень увлекаются музыкой. Дарья и Соня у меня обе барабанщицы.
Все, чем я живу, это – гитара. Это музыка, работа и заработок, а также хобби. Для души еще есть рыбалка.
А Ричи Блэкмор – по-прежнему мой самый главный кумир, всегда им был и останется. Среди других почитаемых мною музыкантов – Джо Сатриани, Стив Вэй, Ричи Котцен, Энди Тиммонс. Из групп могу отметить «Металлику». Мое любимое направление – хард-энд-хэви, блюз-рок, баллады.
Самый любимый инструмент – гитара Ibanez American Custom Shop. На втором месте гитара Fender, как у Ричи Блэкмора.
В настоящее время я занимаюсь обучением ребят игре на гитаре. В планах также выпустить свой музыкальный альбом. Все, чтобы сделать это, у меня есть: хороший компьютер и… гитара.
Горжусь своими учениками, их около десятка. Самые лучшие — Павел Попов и Алексей Бирюков. Они на всероссийском конкурсе гитаристов заняли первые места. А двое моих воспитанников –Никита Кузьмин и Иван Строкопытов – стали лауреатами конкурсов.
Недавно освоил работу с соцсетями, теперь выставляю свои ролики на страницах во «ВКонтакте» и в Instagram. Желающие могут ознакомиться с моими работами в интернете. На очереди – групповое обучение гитаре онлайн по Skype, это очень перспективное направление работы.
Я очень благодарен своим педагогам, которые помогли мне достичь всего, что у меня есть: Дмитрию Четвергову, Александру Дмитруку и Алексею Коломийцеву. А также Александру Венгерову, Сергею Челобанову и Александру Филоненко.