Иван Ильичев с теплотой отозвался о сотрудниках Рузского архива

Как мы уже рассказывали, Рузский муниципальный архив посетил Рузский архив посетил Иван Ильичев – писатель, биограф певицы Анны Герман.

Его привлекла тема поиска материалов родословной своей семьи.

После посещения архива у Ивана Михайловича остались самые теплые впечатления, которыми он пожелал поделиться с ружанами. «В этой статье я лишь конспективно коснусь результатов моих поисков (эта тема будет раскрыта позже), эта статья в первую очередь – о добрых ружанах (да, именно так красиво именуются жители подмосковной Рузы). О добрых людях из Рузского архива.
У многих из тех, кто сталкивался в своей жизни с архивами, наверняка, об этих учреждениях сложилось впечатление как о грустных и пыльных хранилищах старых документов. В большинстве случаев это именно так, но не в случае с архивом города Рузы. Вот уж где сотрудники поистине горят любовью к истории и родной земли, и к истории людей, населявших в разные годы рузскую землю.
Хочу от души поблагодарить директора архива Вирченко Галину Михайловну за теплый прием в стенах архива, а также старшего инспектора и очень отзывчивого человека Щукина Олега Геннадьевича.
О своих корнях по линии Ильичевых я мало что знал. Еще год назад я даже не представлял, из какой точки на карте тянутся наши корни по этой ветке родства.
37 лет я ношу фамилию Ильичёв и ничего не знал о происхождении фамилии, о родовой точке этой фамилии на карте
ДВЕРИ В АРХИВ — ЭТО ДВЕРИ В СЕМЕЙНУЮ ИСТОРИЮ
Рузский архив гостеприимно не только открыл свои двери, но и приоткрыл мне многие двери в мир моей «ильичевской истории».
Сегодня благодаря знакомству с документами из фондов Рузского архива мне удалось начать большую поисковую работу. 5 часов непрерывного поиска в сохранившихся документах не прошли даром и принесли свои плоды:
обнаружены данные на моего ПРА-ПРА-ПРА-ДЕДА Ильичева Савелия Осиповича (ориентировочно 1855 года рождения). О его судьбе практически ничего неизвестно. До моего обращения в архив ни один наш родственник не знал даже его отчества. А сейчас мы узнали и отчество Савелия и вместе с тем имя моего ПРА-ПРА-ПРА-ПРАДЕДА Осипа Ильичева (ориентировочно 1830-х годов рождения).
Обнаружены данные о двух браках моего пра(3)деда Ильичева Савелия Осиповича. О первом браке с Стефанидой Ивановной Ильичевой и о рождении у них двоих детей: Ивана Савельевича Ильичева и Андрея Савельевича Ильичева, а также о втором браке с Евфимией Никитичной Ильичевой и о рождении у них детей: Симеона (Семена) и Егора Савельевичей Ильичевых. Оказалось, что причиной второго брака моего пра(3)деда была смерть Стефаниды Ивановны 23 марта 1882 года в возрасте 37 лет от неблагополучных родов.
Найдена информация о нашей родовой деревне Ерденьево за 1852 год с указанием точного количества жителей на тот момент (крестьян: 36 душ мужского пола, 49 душ женского пола). Открылся интересный факт: деревня Ерденьево на момент 1852 года именовалась «сельцом первого стана». Сельцом в те годы называли наследственное владение, т.е. населенный пункт, где находился дом/усадьба владельцев. В Российской Империи в те годы можно было встретить следующие наименования населенных пунктов: выселок, починок, заимка, деревня, слобода, сельцо. Сельцо – небольшой населенный пункт, состоящий из дома помещика и построек для прислуги. В сельце не было церкви, но скорее всего была часовня. В те годы владелицей сельца Ерденьево была Анна Петровна Александрова, титулярная советница. В Ерденьево при населении общей численностью 85 душ — было всего 7 дворов. Несложно посчитать, сколько большими были семьи: примерно по 12 человек приходилось на 1 двор сельца Ерденьево.
Найдена информация, которая была особенно важная для меня  – это указание на церковь, где совершались требы над ерденьевскими Ильичевыми. Оказалось, что в силу своего географического положения – жители Ерденьева, расположенного на границе Можайского и Рузского уездов, молились в двух приходах: село Ащерино (Сумароково), церковь святого Иоанна Предтечи и село Настасьино, церковь святителя Николая Чудотворца. К сожалению, настасьинская деревянная церковь не сохранилась, она была утрачена в середине XX века в силу известных богоборческих событий в нашей стране.
Церковь Иоанна Предтечи села Ащерино (Сумароково) сохранилась до сих пор, восстановлена и в ней проводятся богослужения и есть приходская жизнь. Случайно ли, мой небесный покровитель – святой пророк и Предтеча Господень Иоанн. Т.е. это храм в честь моего небесного покровителя!
Так вот, многие жители Ерденьево приходили именно в Иоанно-Предтеченскую церковь в Ащерино, и там совершались требы. Именно в этом храме были крещены все дети моего пра(3)деда Савелия Осиповича Ильичева. В этом храме отпевали и мою пра(3) бабушку Стефаниду Ивановну Ильичеву после неудачных родов.
Никольская церковь в Настасьино была территориально ближе к нашей деревне Ерденьево, поэтому многие требы совершались и там. Но этот поиск мне еще предстоит в архиве Можайского района.
Открылась интересная историческая деталь относительно жизни деревни Ерденьево. Как показали документы Рузского архива, многие жители Ерденьево в XIX веке имели на попечении воспитанников Московского императорского воспитательного дома.
Этот дом существовал в Москве с 1764 года. Поначалу его воспитанников вообще не отдавали за пределы дома. Позже – стали отдавать на ограниченный срок с условием возврата ребенка по истечении семи лет обратно в Воспитательный дом. Воспитанников отдавали кормильцам в подмосковные деревни. В 1837 году император Николай I повелел всех приносимых в Дом грудных детей отсылать в деревни для воспитания и уже ни в коем разе без особого решения обратно не принимать. Сироты, отправленные в деревни Московской губернии, оставались под надзором Дома: периодически их объезжал инспектор, воспитателям выплачивалось денежное вознаграждение, девочкам при выходе замуж выдавалась небольшая сумма денег. Финансово поощрялось обучение воспитанников грамоте.
В 60-е годы XIX века, после того как отменили крепостное право, многие крестьяне обнищали и участились случаи торговли детьми.
Об этом читаем, например, в «Московских ведомостях» от 18 марта 1866 года:
«На бывшем в январе сего года Верейском уездном собрании было обращено внимание на большую, не нормальную по относительной пропорции к числу душ смертность новорожденных детей. Главной причиной такой смертности был признан укоренившийся между крестьянами обычай – брать из Воспитательного дома питомцев вскоре после родов… не дав окрепнуть своему собственному ребенку. Некоторые женщины обратили это в промысел и берут из Воспитательного дома несколько детей одного за другим для раздачи по деревням… другим женщинам, иногда даже старухам, которые принимают таких детей, чтобы вскармливать их на рожке».
Что касается деревни Ерденьево, то в Метрических книгах о смерти за 1876-1886 годы крайне часто упоминаются факты смерти приемных из Воспитательного дома детей. Основной причиной смерти детей почти во всех случаях указана простуда. По всей видимости крестьяне того времени брали детей в семьи для того, чтобы получить дополнительный заработок, но как видим – должного ухода своим подопечным не оказывали и те массово умирали.
Открылся и интересный факт, который, кстати, значительно усложняет мои поиски: это отсутствие в дореволюционных документах указаний на фамилии крестьян. Беря во внимание, что мои предки Ильичевы были крестьянского сословия – в Метрических книгах по данному региону их записывали просто по имени отчеству. Без фамилий. Фамилии появились уже в советское время, с появлением паспортов. В связи с этим мне очень интересно докопаться до первоисточника – кто же был тот ИЛЬЯ, в честь которого его потомков стали величать Ильичевыми. То, что эта фамилия произошла от отчества – несомненно. Видимо, мой пращур звался сыном некоего Ильи, сыном Ильичевым и так закрепилось в устном предании, которое в советские годы перешло в документы в виде фамилии.
Надо признаться, прикосновение к документам прошлого – это особенная радость. Осознавать, что пальцы прикасаются к пожелтевшим листам документов более чем столетней давности, – это крайне необычные ощущения. Словно напрямую говоришь с историей.
Мне предстоит проанализировать все найденные документы, предстоит найти и новые в Рузском архиве, поэтому наша встреча с гостеприимными ружанами еще не раз состоится!