«Спасибо, что сделали из меня человека»

— так благодарят бывшего инспектора по делам несовершеннолетних Татьяну Григорьевну Рябинкину ее бывшие подопечные

Люди, десятки лет отдавшие делу охраны общественного порядка в рядах рузской милиции и находящиеся сейчас на заслуженном отдыхе, не ушли на покой. Ветераны активно участвуют в общественной жизни Рузского городского округа, передают опыт пришедшему им на смену новому поколению полицейских.

К Татьяне Григорьевне Рябинкиной мы были приглашены для интервью на дачу. Небольшой домик гостеприимно распахнул двери, и хозяйка встречала нас вместе со своим мужем Николаем Даниловичем, в браке с которым уже более 45 лет.

Татьяна Григорьевна родилась в поселке Дорохово. Окончив школу, после восьмого класса поступила в Истринское педагогическое училище. После его окончания по направлению стала работать старшей пионервожатой в тучковской средней школе №1, состояла в штабе Добровольной народной дружины. В то же время Рябинкина поступила в Московский заочный педагогический институт.

В феврале 1976 года по направлению райкома комсомола и рекомендации учителей школы Татьяну Григорьевну приняли на работу в Рузский отдел внутренних дел. Этому поспособствовал и сам начальник штаба ОВД Дмитрий Иванович Муравлев.

— Прихожу с работы, жена мне рассказывает, что её рекомендуют на службу в милицию. Было ей тогда 23 года, — говорит супруг Николай Данилович. — Спросил, дадут ли пистолет.

— А мне пистолет не дали, — смеется Татьяна Григорьевна.

Татьяна Рябинкина начала работать в феврале 1976 года в Дороховском отделении милиции инспектором детской комнаты. Получила звание младшего лейтенанта, а через год службы — лейтенанта. «Работа была трудная, но интересная», — рассказывает Татьяна Григорьевна.

На весь Рузский район долгое время было всего четыре инспектора по делам несовершеннолетних: Надежда Алексеевна Захарова — по Рузе, Зинаида Николаевна Данилова — по Тучкову и Колюбакину и Евгений Анатольевич Сманцер.

Через несколько лет служба была реорганизована, и должность стала называться участковый инспектор инспекции по делам несовершеннолетних.

Когда лейтенант Рябинкина приступила к своим обязанностям. На её участке — это поселок Дорохово, территория Космодемьянского и Старониколаевского сельских советов — в 1976 году подростками было совершено семь преступлений, а в 1982 году капитаном милиции Рябинкиной зафиксировано лишь одно.

Татьяна Григорьевна должна была знать все неблагополучные семьи по этой территории, регулярно навещать, а порой и помещать детей в интернат.

«Я была сторонницей того, чтоб дети оставались в семье. Для ребенка ведь всегда травма, когда его увозят из дома» — говорит она.

Но в крайних случаях приходилось прибегать и к такому кардинальному методу, чтобы ребенок мог хоть неделю пожить в нормальных условиях. Правда, чаще всего дело обходились без лишения родительских прав.

«Мы занимались детьми, постоянно ходили по домам, проверяли, ночуют ли дети дома и в каких условиях живут. Проводили профилактические беседы. Пытались уберечь детей от колонии, от роковых шагов. Бывало, ребята хулиганили, подворовывали. Но все равно ходить вечером было не страшно» — вспоминает ветеран.

— Конечно, мы переживали за детей. Старались привлечь трудных подростков во всевозможные секции. Бывало, и сами соревновались с ребятами, которые стояли на учете в милиции, кто больше знает музыкальных групп. Старались заинтересовать их спортом. И ребята откликались. Многие стали заниматься вольной борьбой. Был такой замечательный тренер Геннадий Жданов. На его энтузиазме держались все тренировки. Его юные подопечные борцы занимали призовые места по области! Татьяна Григорьевна даже на тренировках навещала детей и поддерживала их. И вместе с ними радовалась их спортивным победам.

— Помню первые впечатления, когда я только начинала работать. Стоял на учете Сережа Меньшиков, трудный подросток. Были мысли: «Ну, когда ж тебе исполнится 18 лет! Ты вырастешь, а я отдохну». Каждый мой рабочий день начинался с того, что я заходила к нему домой, ему лет 11 было. Смотрела, ночевал ли он дома или нет. До 18 лет мы его дотянули — в тюрьму он не сел. А дальше были другие дети и другие проблемы.

«Братья из Строганки: Валера и Алеша. Этих не забудешь — они были ходоки по дачам. Одному мальчишке 10 лет, второму восемь было, из многодетной семьи они. Им хотелось всяких фонариков, стройинструментов. После определили их в интернат. Дома, казалось бы, и голодно и холодно, все равно их тянуло к родному крову. Помню, только отвезла их утром — машину давали специально в интернат, едем к вечеру на совещание — они уже пешочком идут из Рузы домой! Ну что поделаешь? А сколько раз, бывало, мы их из подпола вылавливали… Один в этой работе в милиции с детьми, ничего не сделаешь. В нашем коллективе вместе с нами работали и опера, и участковые».

Пять лет Татьяна Григорьевна отработала в инспекции. Ей было 28 лет, когда впервые слегла в больницу с эмоциональным истощением. На работе отнеслись с пониманием. «Я до сих пор благодарна моему руководству, которые помогали, договаривались, выделяли автомобиль, чтоб возить меня в поликлинику на лечение, затем в госпиталь».

Рассказывает Николай Данилович:

— Помню, звонок в дверь. Открываю, стоит парень молодой с букетом цветов. Я позвал жену. Она, взглянув на него, спросила: «Вовка, это ты?». «Да, Татьяна Григорьевна», — отвечает. — Вот отслужил в армии — стал человеком. Спасибо вам». По юности он что-то натворил, ему грозила колония для малолетних. А Татьяна Григорьевна уговорила прокурора вместо тюрьмы  отправить его в армию.

Еще случай, уже на работе. Смотрю, остановилась машина. Шофер вышел из кабины и спрашивает: «Ты Рябинкин?». Да, говорю. «А Татьяна Григорьевна кто тебе?», Жена, говорю. «Передавай привет ей. Мне тюрьма грозила, а она меня спасла». Вот такие дела.

 Татьяна Рябинкина проработала инспектором ПДН 18 лет. Затем в 1993 году впервые в Рузском отделе была выделена единица — должность старшего инспектора ОВиР (отдел виз и регистрации). Так Татьяна Григорьевна перешла в паспортную службу милиции. В обязанности входило буквально все, что касалось оформления и регистрации граждан: оформление заграничных паспортов, приглашения и регистрация иностранных граждан, оформление вида на жительство.

До 2000 года Татьяна Григорьевна работала одна во всех должностях паспортной службы. Затем добавили служебную единицу, и пришла работать Светлана Анатольевна Стародубова.

Татьяна Григорьевна вышла на заслуженную пенсию в октябре 2002 года с должности старшего инспектора ОВиР. А общей выслуги в милиции нашего почетного ветерана 27 лет! Награждена медалями «За выслугу лет», «Отличник ИДН» и другими.

Николай Данилович и Татьяна Григорьевна Рябинкины вырастили сына Юрия и дочь Марину и сейчас помогают воспитывать одиннадцатилетнюю внучку. «Когда наши дети были маленькие, приходилось успевать все: и шить и вязать, чтоб одеть. Это сейчас можно все купить, а тогда нужно было делать все самим».

Сын Юрий окончил Московский государственный университет связи и информатики, отучившись в Дороховской школе. Сейчас он живет в Москве. Воспитанный строгими и любящими родителями, и по сей день не забывает свой родной поселок. Марина окончила ту же школу с медалью и затем поступила и окончила МГУ.

Ветераны подразделения милиции по делам несовершеннолетних Рузского ОВД

Галина Чиндина