Кто решит проблемы «Русского молока»

В 2003 году на базе Рузского молочного завода и восьми бывших агропромышленных кооперативов был организован агрохолдинг ОАО «Русское молоко». Понятие «агрохолдинг» означает, что молокозавод и бывшие совхозы, а также комбикормовый завод и цех по производству биогумуса являются отдельными юридическими лицами. На сегодняшний день предприятие АО «Русское молоко» функционирует по принципу полного цикла — от выращивания кормов, дойки коров и переработки молока на заводе до продажи конечной молочной продукции потребителю. Это крупнейшее аграрное предприятие в нашем округе. Именно поэтому оно представляет огромную значимость для муниципалитета. Однако есть и ряд серьезных проблем.

Лейкоз у коров

Около 80 процентов коров «Русского молока» заражено лейкозом — онкологическим заболеванием крупного рогатого скота, вызванного действием вируса. Проявляется в образовании опухолей, наростов и новообразований. Спешим вас успокоить — все известные штаммы лейкоза крупного рогатого скота являются безопасными для человека, соответственно, и молоко заразным не является.

Однако лейкоз коров — заболевание неизлечимое. Животноводам рекомендуется утилизировать зараженных животных, то есть отправлять на забой. Особых потерь для животноводов тут нет — государство субсидирует стоимость утилизированного животного, кроме того, мясо тоже стоит денег, при этом оно совершенно не опасно для людей.

В большинстве случаев такая процедура полностью покрывает расходы. Например, не входящее в «Русское молоко» ООО «Лидино» справилось с лейкозом довольно быстро и обновило поголовье своего крупного рогатого скота. С «Русским молоком» дела обстоят в этом плане гораздо хуже.

Долги тянут на дно

«Русское молоко» имеет около 200 миллионов рублей налоговой задолженности перед государством, что не дает агрохолдингу возможность получить субсидию на утилизацию зараженного скота. Более того, судя по количеству запланированных посевов кормовых культур и фактически засеянных в этом году, можно судить о том, что предприятие планирует уменьшение поголовья. Всего засеяно 85 процентов запланированных кормовых культур. Из них однолетних трав (сена) — только 60 процентов. Само «Русское молоко» объясняет это засухой. Однако в засуху верится с трудом. То же самое ООО «Лидино» уже засеяло 127 процентов от запланированного, что говорит о намерении расти, развиваться и кормить свое поголовье. Странно, что у одного предприятия в округе засуха, а у другого — нет.

Влияние на экономику округа

В данный момент законодательством предусмотрен ряд мероприятий и ограничений по предотвращению распространения лейкоза.

По условиям ограничений не допускаются перегруппировка крупного рогатого скота внутри хозяйства без разрешения ветеринарного специалиста, обслуживающего хозяйство (населенный пункт); использование быков-производителей для вольного спаривания коров и телок; использование нестерильных инструментов и аппаратов при ветеринарных и зоотехнических обработках животных; вывод (вывоз) животных из стада для племенных и репродуктивных целей без разрешения ветеринара.

Молоко от инфицированных и остальных коров сдают на молочный завод или используют внутри хозяйства после пастеризации в обычном технологическом режиме. После обеззараживания молоко используется без ограничений.

Ситуация с лейкозом крупного рогатого скота в нашем округе возникла не вчера и даже не позавчера. Эта проблема остро стоит с 2016 года. Несмотря на то, что эта болезнь не опасна для человека, она очень опасна для экономики муниципалитета.

По существующим требованиям и правилам, если до 1 января 2021 года лейкоз крупного рогатого скота на территории нашего округа не будет устранен, то все наши сельхозпредприятия, крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства потеряют возможность получения субвенций и дотаций от правительства Московской области. Более того, все Подмосковье может быть лишено федерального субсидирования в этой отрасли. То есть, казалось бы, локальная проблема предприятия АО «Русское молоко» может негативно сказаться на экономике всего нашего региона.

Запрет на вывоз продукции

Лейкоз крупного рогатого скота необходимо устранить не только ради возможности получения дотаций из областного или федерального бюджета. Из-за этого заболевания предприятия с 1 января 2021 года могут получить полный запрет на вывоз своей молочной продукции за пределы Рузского округа. Все руководители сельскохозяйственных организаций уведомлены об этих последствиях. Кто-то принимает меры, например, как ООО «Лидино», а кто-то даже не пытается устранить зараженных коров, как агрохолдинг «Русское молоко». В итоге страдают все сельскохозяйственные предприятия.

Рузский молокозавод формально принимает молоко от всех сельскохозяйственных предприятий. Фактически же — перерабатывает только молоко с предприятий, входящих в агрохолдинг. Главная причина, почему другие предприятия не везут свое молоко на переработку в Рузу, — это экономическая составляющая. Во-первых, невыгодная цена. Во-вторых, это задержки по оплате поставленного молока. В связи с этим все поставщики сырого молока в нашем районе, не входящие в агрохолдинг «Русское молоко», вынуждены сдавать свое сырье на переработку не в Рузу, а везти за много километров в другие муниципалитеты. А если к 1 января 2021 года проблема с лейкозом коров «Русского молока» не будет решена, то производители нашего округа лишатся и этой возможности реализовывать свою продукцию.

Задержки с выплатой заработной платы

Анализируя статистику по надою сельхозпредприятий округа, можно заметить одну важную деталь. Средний надой на одну корову в «Русском молоке» составляет менее 10 килограммов. Это почти в два с половиной раза меньше, чем в том же самом ООО «Лидино», где получают 22,6 килограмма молока с одной коровы. Такая огромная разница в надое у этих предприятий из-за использования «Русским молоком» больных и ослабленных коров. Такое ведение хозяйства агрохолдинга сложно назвать эффективным. Отсюда и многочисленные жалобы людей на задержки зарплат. Сам молокозавод в финансовом плане чувствует себя довольно неплохо, чего не сказать о фермах — тут падеж скота, низкие надои и, как следствие, невыплаты заработной платы. Многие работники, не выдержав хронического безденежья, бросили все и ушли.

Скандальные земли

«Русское молоко» является самым крупным землевладельцем в нашем округе. О скандалах с его землями можно рассказывать бесконечно. Только в материалах уголовных дел Следственного комитета РФ свыше 700 томов. Нас же в этом вопросе интересует исключительно благосостояние и развитие нашего муниципалитета, а также комфортные условия для проживания его жителей.

Большинство земель «Русского молока» поражено борщевиком. Предприятие практически никак не борется с этим губительным растением. Штрафы компанию не пугают. Именно поэтому мы видим столько борщевика на полях. Проблема муниципалитета в том, что это частные земли, а бюджетные средства запрещено тратить на обработку частных земель — этим обязан заниматься собственник. Но собственнику это неинтересно, поэтому вредитель процветает.

«Русское молоко» продолжает ставить на кадастровый учет все новые и новые земельные участки, которые считает своими по праву. Это вопрос, скорее, касается законности и правосудия. «Русское молоко» ставит на кадастровый учет свои ранее неучтенные участки вместе с дорогами и выросшими там за все эти года дачными участками и СНТ. Жители, которые оформили свои дома в собственность и зарегистрировали их, скорее всего, без проблем в суде докажут свое право и на землю. А вот люди, не посчитавшие нужным зарегистрировать свои постройки, могут оказаться в сложном положении — им будет гораздо сложнее отстоять у «Русского молока» свои права на собственность в судах.

А что в сухом остатке?

«Русское молоко» — агропромышленный гигант Рузского городского округа. Такое предприятие, безусловно, необходимо муниципалитету, так как дает рабочие места и является потенциальным источником существенных поступлений в бюджет. Тем более, это уже устоявшийся бренд Рузского городского округа в сфере молочной продукции.

При этом вся польза «Русского молока» для округа возможна только при условии эффективного руководства. К сожалению, сейчас эффективность и заинтересованность в развитии со стороны руководства предприятия совершенно незаметны. Долги по налогам и зарплатам, болезни скота, заброшенные и необрабатываемые поля — это все сейчас очень негативно сказывается на экономике всего муниципалитета. А без рациональных мер по выходу из сложившейся кризисной ситуации со стороны «Русского молока» это может привести в перспективе к куда более серьезным проблемам для населения всего округа. Руководству агрохолдинга стоит серьезно задуматься над антикризисным управлением и своей политикой по ведению бизнеса на территории Рузского городского округа.

Андрей Сорокин