Как латают «черные дыры»
В Рузском городском округе эту непосильную задачу взвалил на себя Единый информационно-расчетный центр (МосОблЕИРЦ). Как следует из названия почтенной организации, метод решения проблем оплаты населением жилищно-коммунальных услуг у ЕИРЦ также един. Но вместе с тем многообразен до бесконечности. Парадокс? Корреспондент «Рузского вестника» попытался установить истину. Сразу скажем, далось ему это нелегко.
Разберемся с терминологией. «Черными дырами» (а также «прорвой», «бездонной бочкой», «решетом» — кому как нравится) в народе ласково именуют родное ЖКХ.
Первые недели после вступления в должность главы Рузского городского округа Татьяна Витушева посвятила непосредственному знакомству с имеющимися в округе проблемами. Колюбакино, Космодемьянский, Тучково… Живое общение с населением помогло вскрыть застарелые болячки, которые жителями считались неизлечимыми. Оценка на месте давно замыленных проблем обернулась оргвыводами, а те, в свою очередь, дали старт преобразованиям. Что-то уже сделано, многие вопросы вынесены на повестку дня.
Одной из главных проблем, перманентно занимающих верхние строки чрезвычайного списка, — тема качества и порядка оплаты жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению. На недавней встрече с Татьяной Семеновной жители микрорайона Силикатный в Тучкове традицию нарушать не стали. Много острых вопросов адресовали они коммунальщикам, весомая часть обращений тучковцев была направлена в адрес Единого расчетного центра (ЕИРЦ), который с сентября этого года стал начислять платежи населению округа.
Итогом этого откровенного разговора стало посещение главой Рузского городского округа офиса ЕИРЦ. Двумя днями раньше у корреспондента «Рузского вестника» состоялась обстоятельная беседа с исполняющей обязанности начальника управления «Руза» МосОблЕИРЦ Светланой Михайловной Битюковой.
— Светлана Михайловна, какова цель создания новой коммунальной структуры? В самом названии организации присутствует слово «единый». Но платить приходится в нескольких местах. Какой смысл?
— ЕИРЦ создан на территории Московской области в 2013 году. В Рузский район он пришел в 2015 году. Первый договор был нами заключен с управляющей компанией «Реалсервис». На протяжении полутора лет «Реалсервис» являлся единственным контрагентом. Сразу скажем, дело это добровольное. Каждая управляющая компания решает сама, заключать или не заключать договор на выпуск единого платежного документа. Да, документ именуется «единым», но сейчас по факту он как бы и не единый.
— Так единый или не единый?
— На сегодняшний день три управляющие компании, действующие на территории Рузского городского округа, не заключили договоры с ЕИРЦ. Это «Сантехмонтаж-Руза», «Комфорт» и «Кристалл». Соответственно, жильцы домов, находящихся в сфере ответственности вышеназванных УК, по факту получают не совсем единый документ. То есть часть услуг — в основном жилищных — начисляется непосредственно управляющими компаниями. Жители домов, обслуживаемых управляющими компаниями, заключившими с центром договор, получают единый документ. В нем 22 строки. В этот документ вошел полный спектр услуг. Это жилищные и коммунальные услуги, внутриквартирное обслуживание газового оборудования, ТВ, домофоны и так далее.
Светлана Михайловна любезно представила нам документ, регламентирующий деятельность Единого расчетного центра. Далее цитируем выдержки из него.
«Единый платежный документ (ЕПД) — это платежный документ для оплаты предоставленных гражданам коммунальных услуг, услуг по ремонту и содержанию жилого помещения и иных услуг (взносов), предоставленных гражданам в рамках эксплуатации жилого помещения и общего имущества в МКД.
Форма ЕПД утверждена Постановлением Правительства Московской области от 20.09.2016 №679/30 «Об утверждении формы Единого платежного документа для внесения платы за жилое помещение и предоставление коммунальных услуг и Методических рекомендаций по ее заполнению».
— В настоящий момент в ЕПД домов управляющих компаний, не заключивших договора с ЕИРЦ, входят лишь услуги «Жилсервиса» (водоснабжение и водоотведение, отопление) и газоснабжение, взнос на капитальный ремонт, а с 1 января этого года — и оплата за вывоз мусора. Эта услуга стала коммунальной. Расценки на нее утверждаются комитетом по ценам и тарифам Московской области. Мы готовы выпустить единый платежный документ для всех жителей Рузского округа. Пока не получается договориться с управляющими компаниями. А пока не договоримся, жители так и будут получать несколько платежных документов, — сказала Светлана Битюкова.
От автора. Жители и сейчас получают несколько квитанций. Единственное, в чем разница, так это в зубодробительных суммах, обозначенных в квитанциях ЕИРЦ начиная с августа прошлого года. Многих жителей они просто вогнали в ступор. Например, я вместо 600-700 рублей, что платил до прихода ЕИРЦ в Рузский городской округ, получил «письмо счастья» на 12 000 рублей и ни копеечкой меньше. Далее, соответственно, восемь, восемь и еще шесть тысяч за последующие месяцы. Никаких объяснений не было. Получил квиток — плати (кстати, многие дисциплинированные граждане так и сделали). Многие годы люди платили отдельно за свет, газ, тепло и так далее, прекрасно зная, примерно какую сумму они заплатят в следующем месяце. Сейчас же люди каждый месяц ждут сюрприза от ЕИРЦ. Далее — очереди без конца и края: помещение просторами не отличается, десятки людей вынуждены простаивать в тесноте часами, накал страстей в ходе разъяснений специалистом центра (нервничавших граждан принимал всего один сотрудник), потерянное время, словом полный набор «удобств» для населения.
Заметим, что офис центра просторами не отличается, десятки людей вынуждены простаивать в тесноте часами. Но надо отдать должное его сотрудникам. В этих непростых условиях специалисты ЕИРЦ стараются предельно корректно и квалифицированно ответить на любой вопрос клиента.
— Так в чем же реальная польза населению от функционирования ЕИРЦ?
— На тот момент создания ЕИРЦ в ЖКХ Московской области сложилась ситуация, близкая к катастрофической. Жители оплачивали услуги, но управляющие компании не торопились перечислять полученные от населения платежи ресурсоснабжающим организациям. А для того чтобы последние вовремя и в полном объеме получали за поставленные ресурсы деньги, и был создан центр. Надежды оправдались. Кроме того, для населения введен единый высокий стандарт обслуживания, открыты офисы для обслуживания жильцов.
— Действуют ли структуры, подобные вашей, в других регионах России?
— Да, такие центры работают в Москве, Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В перспективе — открытие аналогичных офисов в остальных регионах России.
От автора. Разъяснения Светланы Битюковой навели на такую мысль: кроме столиц — белокаменной и культурной — и примкнувших к ним областей, российские регионы не торопятся вкусить единых благ прогресса в сфере взимания долгов в пользу компаний-поставщиков. Тем более что населению городов и весей, кроме таинственных «высоких стандартов» вкупе с гарантированной неразберихой, никто ничего не обещает.
— С высокими стандартами разобрались. Теперь, пожалуй, самый щекотливый вопрос — о платежах. Первые квитанции, что разлетелись по почтовым ящикам, шокировали жильцов. Фантастические цифры! Откуда они взялись?
— Дело в том, что после ухода в сентябре Рузской тепловой компании взносы за капитальный ремонт и газ не начислялись, квитанции жильцам не приходили. Теперь граждане выплачивают задолженность за этот период.
— Люди это понимают, и были готовы оплатить задолженность. Но откуда взялись такие суммы? По восемь, 10, 12 тысяч! Люди раньше платили Рузскому расчетному центру (почему-то именно так в платежках именовалась Рузская тепловая компания) взносы на капремонт и газоснабжение — кто 300, кто 500, кто 600 рублей в месяц. Соответственно, и готовились заплатить 4-6-7 тысяч. Мне, к примеру, пришла квитанция на 12 тысяч, притом, что раньше платил 600-700. Но и это, как выяснилось, не все. Следующие месяцы: 8000 рублей, потом еще столько же, затем еще 6000 рублей. И таких историй превеликое множество. Это притом, что счета управляющей компании были оплачены полностью и в срок.
— Возможно, не был оплачен газ, у нас в документах эти данные не отражаются.
От автора. Такой ответ внес еще большую сумятицу. Вышеуказанные суммы за коммуналку логичны разве для небольших размеров предприятий, но никак не для среднестатистического гражданина. По существующим тарифам, этих денег хватило бы рядовому пользователю газовых приборов лет эдак на десять. Словом, кроме туманных заявлений, вроде «по каждой цифре в ЕПД найдется четкое объяснение» и «никакого мошенничества быть не может», толковых объяснений от специалистов автор так и не получил. Зато обогатился новым, весьма неприятным знанием. Уверен, что эта информация неведома большинству наших жителей. Итак, эксклюзив от коммунальщиков.
— Предположим, что гражданин решил не оплачивать, какую-либо обозначенную в ЕПД услугу, — разъясняет Светлана Битюкова. — Ну, не захотел платить, скажем, за капремонт. В этом случае недоплата у него пойдет не только за капремонт, но и остальным поставкам ресурсов — воды, тепла, электричества.
— Но почему?
— Это делается для того, чтобы поставщики не были поставлены в неравные условия. Идет расщепление по всем поставкам согласно пропорциональным начислениям.
От автора. И опять эта трогательная забота о крупных компаниях, поставляющих энергоресурсы. Правда, забота эта вновь финансируется за счет населения, но инициируется и проводится в жизнь ЕИРЦ. Следующим вопросом изнурительной повестки дня стало добровольное страхование жилья квартиросъемщиками и владельцами жилья. Подробного ответа ждали многие наши читатели, обратившиеся за разъяснениями в «Рузский вестник».
— Светлана Михайловна, в платежном документе указана сумма за добровольное страхование. Иными словами, хотите — платите, не желаете — воля ваша. Но вопросы по-прежнему остаются. Что за страховая компания? Кому платить свои кровные? И, главное, за что? Сумма выплаты при страховом случае, от каких рисков обязуется компания-аноним нас защитить? И почему информация эта не указана в едином платежном документе?
— Компания «УралСиб» в нашем случае занимается добровольным страхованием. Размер наших квитанций определен соответствующим распоряжением, регламентирующим количество символов в платежке. Больше мы вставить просто не можем. Сейчас рассматриваем вопрос об увеличении шрифта в ЕПД.
— Хорошо, что каждая буква на счету. Но, возможно, имеет смысл предложить фирме-страховщику каким-то другим образом дать о себе знать населению? Листовки в почтовые ящики, объявления на подъезды…
— Ну, если только компания не сочтет для себя это слишком затратным…
От автора. Все же думаем, если компания «сочтет», то и делать ей на Рузском рынке нечего. Вы согласны, уважаемые плательщики?
«МосОблЕИРЦ включает строку «добровольное страхование» в единый платежный документ на основании договора, заключенного со страховой компанией в соответствии с гражданским и жилищным законодательствами. Законодательство не содержит требования об обязательном проведении конкурсных процедур для выбора страховщиков, осуществляющих добровольное страхование жилых помещений.
В случае оплаты услуги плательщик автоматически заключает публичный договор со страховой компанией и может рассчитывать на страховые выплаты при наступлении страхового случая. При этом дополнительного подписания каких-либо документов не требуется. После оплаты договор считается акцептованным, а помещение — застрахованным.
Если оплата производится без учета страхования, задолженность на следующий расчетный период по данной услуге не переходит, а сумма баланса обновляется после формирования ЕПД следующего расчетного периода.
Страхование квартиры действует один календарный месяц, следующий за месяцем, когда была произведена оплата».
— И еще один вопрос, Светлана Михайловна. Льготники спрашивают, почему в платежных документах от ЕИРЦ нет графы «предоставленные льготы»? Кому, сколько и за что по пунктам.
— Такая графа в ЕПД не предусмотрена.
— А не считаете ли вы, что ее надо было предусмотреть?
— Дело в том, что в 2008 году произведена монетизация льгот. Ранее из суммы начислений вычитались положенные льготы, и гражданин оплачивал квитанцию с «минусом». Сейчас услуги оплачиваются полностью, а положенные компенсации начисляются на счет льготника управлением социальной защиты населения. Мы такими сведениями не обладаем, а обмен информацией между нашими ведомствами не ведется. Может, когда министерства ЖКХ и соцразвития примут соответствующее решение, тогда и информация в ЕПД появится. В настоящее время такая задача не стоит.
От автора. Кстати, полную информацию для льготников, к примеру, управляющая компания «Сантехмонтаж-Руза» публикует на обратной стороне своей квитанции. У них почему-то получилось. А может-таки, стоит ЕИРЦ эту задачу «поставить» и наконец наладить пресловутый обмен?
Алексей Гамзин, фото автора
P.S. Газетный формат не позволяет ответить на все без исключения коммунальные вопросы. Но «Рузский вестник» вовсе не спешит закрыть навечно актуальную для наших земляков, да и, пожалуй, для всех россиян тему. Выдержки из официальных документов, регламентирующих работу Единого расчетного центра, мы опубликуем на страницах следующих номеров «Рузского вестника». Предлагаем вам поучаствовать в процессе. Задавайте вопросы, делитесь подробностями своих коммунальных историй.
Мнение жителя
Надежда, Руза
— Я ветеран труда. Имеются все документы, оформлен договор. Открываю личный кабинет в ЕИРЦ — льгот нет и в помине. Пришлось идти сюда, вот маюсь в очереди. Считаю, что людям обязательно надо предоставлять самую полную информацию. Вы правильно делаете, что взялись за эту проблему.