402 года со дня героической обороны Рузы
В преддверии Дня города (692 года) Рузский муниципальный архив рассказывает ружанам об исторических событиях, связанных с Рузой.
В августе 2020 года исполняется 402 года героической обороны Рузы от соединенных войск польско-литовских интервентов, двигавшихся к Москве с намерением силой навязать русскому народу польского королевича Владислава. В 1968 году Рузский район отмечал 350 лет со дня обороны Рузы. «350 лет назад…Седая старина…» – так называлась статья Михаила Артамонова в районной газете «Красное Знамя» за 1968 год.
Как известно, в конце так называемого «смутного времени» в 1610 г., когда польский король Сигизмунд объявил войну Москве и занял Смоленск, группа бояр во главе с митрополитом Ростовским Филаретом, недовольная правлением царя Василия Шуйского и боясь Лжедмитрия, обратилась к королю Сигизмунду с просьбой дать своего сына Владислава на Московский престол. Боярами были выставлены при этом следующие условия: королевич Владислав должен был принять православие (он был католиком) и, кроме того, править Московским государством при участии боярской думы и Земского Собора. Король согласился на эти условия.
После свержения царя Василия Шуйского бояре под нажимом польских войск гетмана Жолкевского, вошедших в Московский Кремль, в августе 1610 г: избрали Владислава русским царем. Король Сигизмунд, однако, считая Москву своей военной добычей, не собирался посылать сына в Москву. Поляки вели себя в Москве как оккупанты. Чаша терпения народа переполнилась.
Москва в октябре 1612 г. была полностью освобождена от польско-литовских захватчиков народным ополчением под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина. В январе 1613 г в Москве состоялся избирательный собор. Он отверг Владислава, избрание которого принесло столько горя Руси. Царем был избран Михаил Федорович Романов, дед Петра Великого.
Король Сигизмунд не признавал М.Ф. Романова законным Московским государем и продолжал считать себя и своего сына обладателями Московского престола. В 1618 г. королевич Владислав предпринял большой военный поход на Москву, чтобы свергнуть с престола Михаила Романова. Вот на пути к Москве группу войск Владислава и встретила сильно укрепленную крепость – город Руза.
Руза того времени была типичным феодальным русским городом, который очень хорошо описал историк Соловьев: «Все русские города с первого взгляда были похожи друг на друга. В середине самый город, т. е. крепость (в Рузе – Кремль. М.Артаманов), очень редко каменная, обыкновенно деревянная, в ином городе городовой мастер-голландец сделал земляной вал. В городе соборная церковь, съезжая или приказная изба, где сидит воевода, судит и рядит, перед которой бьют на правежи неисправных плательщиков: губная изба для уголовных дел, тюрьма, воеводский двор, осадные дворы соседних помещиков и вотчинников, в которые «переезжают во время неприятельского нашествия; за стеной посад, здесь большая площадь (в Рузе – «Старый торг» М. Артамонов), где в тортовые дни ставятся с хлебом и всяким товаром». Рузский Кремль, окруженный с 3-х сторон реками, а с четвертой – вырытым рвом, в стратегическом отношении в то время был неприступной крепостью.
За земляным валом Кремля – посад, разделенный р. Рузой, Артюшкой и Городянкой на четыре части. Большие знатоки Рузы братья В. и Г. Холмогоровы так описывают посад и слободы того времени: «На посаде торговая площадь, наместический двор, где жили, судили и рядили наместики со своими тиунами, дворы бояр и детей боярских. За посадом следовали разные слободы – Ивановская (на горе, она же Карцева), Шиколовская, Назарецкая (она же Зарецкий берег), за городком, т. е. за валом Баклашинская, Ореховская, Кизиловская, Спаса на Кучкар, Демина».
При подходе к Рузе одного из отрядов неприятеля часть посадских людей переселилась в Кремль, а часть ушла в дальние деревни.
По сохранившимся за 1618 г. данным, в Кремле во время его осады было 80 человек посадских людей, 30 детей боярских из ружан, 120 уездных людей и около 100 смоленских стрельцов. В документах того времени указывалась численность только мужчин. Учитывая это, можно полагать, что в осажденном Рузском Кремле находилось около 500 защитников мужчин и женщин. Точных указаний мы не нашли, но, по-видимому, обороной Кремля руководил князь Иван Леонтьевич Шеховской, бывший в 1618-1820 гг. воеводой Рузы. Осада Кремля польско-литовскими захватчиками велась по всем правилам фортификационного искусства с применением артиллерии. После форсирования водных преград (рек Рузы и Городянки), осаждавшие бросались на штурм острога (деревянных стен Кремля), и дело, вероятно, доходило до рукопашной. Об этом свидетельствует каменные пушечные ядра, найденные в 1904 г. при рытье котлована под фундамент здания музея, а также прекрасно сохранившаяся втоптанная в глину вала польско-литовская сабля начала XVII в., обнаруженная в 1948 г. при археологических раскопках Рузского Кремля экспедицией Государственного Исторического Музея под руководством Л. А. Голубевой.
О героизме ружан, выдержавших жестокую осаду польско-литовских захватчиков, мы узнаем из географического описания городов и царской жалованной грамоты. В географическом описании городов говорится так: «В 1618 году Руза была осаждена польскими и литовскими войсками, посадские дворы сожжены, а хлеб на полях потравлен и пожат…» Это дает нам основание полагать, что осада Рузы была в августе месяце, когда вызревает хлеб. «…Но стараниями посадских людей г. Руза взят не был, потому, что они, зная выгоду положения своего города, укрепили оный насыпью, поставили в то время вокруг осыпи земляного вала острог, выкопали внутри колодец и тайник и для защиты города набрали и содержали на своем коште 100 человек стрельцов и за то им от государя царя и великого князя Михаила Федоровича в 1618 г. августа 28 день дана жалованная грамота». Осажденные выстояли, Рузский Кремль взят не был. «Хотя г. Руза – пишут Холмогоровы – старанием ружан посадских людей и не был взят, но дворы сожжены, храмы разрушены, поля потравлены». После таких бедствий г. Руза обратился в открытую поляну и лишился внешней своей красоты. Ворота при въезде в город были разрушены и подвергся уничтожению храм св. Николая, что на городских воротах». Та же участь постигла и Кремлевский собор. Пожар 1619 г. довершил полное разорение Рузы.
В царской жалованной грамоте от 28 августа 1619 г. перечисляются все заслуги ружан и указывается: «…и сидели в осаде от польских и литовских людей и всякую нужду и голод терпели, а в нынешнем 1619 году Руза сгорела и дворы их и животы их со всеми сгорели без остатку… Мы, Великий Государь, царь и Великий князь Михаил Федорович всея России ружан посадских пожаловали для их бедности и разорения во всяких наших податях… велели дать льготы и нынешнего 1619 г. на четыре года…».
Героическая оборона Рузы является славным эпизодом в борьбе русского народа с польско-литовскими захватчиками в 1617-1618 гг.