402 года со дня героической обороны Рузы

В преддверии Дня города (692 года) Рузский муниципальный архив рассказывает ружанам об исторических событиях, связанных с Рузой.

В августе 2020 года исполняется 402 года героической оборо­ны Рузы от соединенных войск польско-литовских интервентов, двигавшихся к Москве с наме­рением силой навязать русско­му народу польского королевича Владислава. В 1968 году Рузский район отмечал 350 лет со дня обороны Рузы. «350 лет назад…Седая старина…» – так называлась статья Михаила Артамонова в районной газете «Красное Знамя» за 1968 год.

Как известно, в конце так называемого «смутного време­ни» в 1610 г., когда польский король Сигизмунд объявил войну Москве и занял Смо­ленск, группа бояр во главе с митрополитом Ростовским Фи­ларетом, недовольная правлени­ем царя Василия Шуйского и боясь Лжедмитрия, обратилась к королю Сигизмунду с прось­бой дать своего сына Владис­лава на Московский престол. Боярами были выставлены при этом следующие условия: коро­левич Владислав должен был принять православие (он был католиком) и, кроме того, править Московским государст­вом при участии боярской ду­мы и Земского Собора. Король согласился на эти условия.

После свержения царя Васи­лия Шуйского бояре под нажи­мом польских войск гетмана Жолкевского, вошедших в Мо­сковский Кремль, в августе 1610 г: избрали Владислава русским царем. Король Сигизмунд, од­нако, считая Москву своей во­енной добычей, не собирался посылать сына в Москву. Поляки вели себя в Москве как оккупанты. Чаша терпения на­рода переполнилась.

Москва в октябре 1612 г. бы­ла полностью освобождена от польско-литовских захватчиков народным ополчением под ру­ководством князя Дмитрия По­жарского и гражданина Кузь­мы Минина. В январе 1613 г в Москве состоялся избиратель­ный собор. Он отверг Владис­лава, избрание которого при­несло столько горя Руси. Ца­рем был избран Михаил Федо­рович Романов, дед Петра Ве­ликого.

Король Сигизмунд не призна­вал М.Ф. Романова законным Московским государем и про­должал считать себя и свое­го сына обладателями Москов­ского престола. В 1618 г. коро­левич Владислав предпринял большой военный поход на Мо­скву, чтобы свергнуть с престо­ла Михаила Романова. Вот на пути к Москве группу войск Владислава и встретила сильно укрепленную крепость – го­род Руза.

Руза того времени была ти­пичным феодальным русским городом, который очень хоро­шо описал историк Соловьев: «Все русские города с первого взгляда были похожи друг на друга. В середине самый го­род, т. е. крепость (в Рузе – Кремль. М.Артаманов), очень редко каменная, обыкновенно дере­вянная, в ином городе городо­вой мастер-голландец сделал земляной вал. В городе собор­ная церковь, съезжая или при­казная изба, где сидит воевода, судит и рядит, перед которой бьют на правежи неисправных плательщиков: губная изба для уголовных дел, тюрьма, вое­водский двор, осадные дворы соседних помещиков и вотчин­ников, в которые «переезжают во время неприятельского на­шествия; за стеной посад, здесь большая площадь (в Рузе – «Старый торг» М. Артамонов), где в тортовые дни ставятся с хле­бом и всяким товаром». Руз­ский Кремль, окруженный с 3-х сторон реками, а с четвер­той – вырытым рвом, в стра­тегическом отношении в то вре­мя был неприступной кре­постью.

За земляным валом Кремля – посад, разделенный р. Рузой, Артюшкой  и  Городянкой на четыре части. Большие знато­ки Рузы братья В. и Г. Холмо­горовы так описывают посад и слободы того времени: «На посаде торговая площадь, наместический двор, где жили, судили и рядили наместики со своими тиунами, дворы бояр и детей боярских. За посадом сле­довали разные слободы – Ивановская (на горе, она же Карцева), Шиколовская, Назарецкая (она же Зарецкий бе­рег), за городком, т. е. за ва­лом Баклашинская, Ореховская, Кизиловская, Спаса на Кучкар, Демина».

При подходе к Рузе одного из отрядов неприятеля часть посадских людей переселилась в Кремль, а часть ушла в дальние деревни.

По сохранившимся за 1618 г. данным, в Кремле во время его осады было 80 человек по­садских людей, 30 детей боярских из ружан, 120 уездных людей и около 100 смоленских стрельцов. В документах того времени указывалась численность толь­ко   мужчин. Учитывая это, можно полагать, что в осажденном Рузском Кремле нахо­дилось около 500 защитников мужчин и женщин. Точных указаний мы не нашли, но, по-видимому, обороной Кремля руководил князь Иван Леонть­евич Шеховской, бывший в 1618-1820 гг. воеводой Рузы. Осада Кремля польско-литов­скими захватчиками велась по всем правилам фортификацион­ного искусства с применением артиллерии. После форсирова­ния водных преград (рек Рузы и Городянки), осаждавшие бросались на штурм острога (деревянных стен Кремля), и дело, вероятно, доходило до рукопашной. Об этом свиде­тельствует каменные пушеч­ные ядра, найденные в 1904 г. при рытье котлована под фундамент здания музея, а также прекрасно сохранившаяся втоп­танная в глину вала польско-литовская сабля начала XVII в., обнаруженная в 1948 г. при археологических раскопках Руз­ского Кремля экспедицией Го­сударственного Исторического Музея под руководством Л. А. Голубевой.

О героизме ружан, выдер­жавших жестокую осаду поль­ско-литовских захватчиков, мы узнаем из географического опи­сания городов и царской жалованной грамоты. В географи­ческом описании городов гово­рится так: «В 1618 году Руза была осаждена польскими и ли­товскими войсками, посадские дворы сожжены, а хлеб на по­лях потравлен и пожат…» Это дает нам основание полагать, что осада Рузы была в августе месяце, когда вызревает хлеб. «…Но стараниями посадских лю­дей г. Руза взят не был, потому, что они, зная выгоду поло­жения своего города, укрепи­ли оный насыпью, поставили в то время вокруг осыпи зем­ляного вала острог, выкопали внутри колодец и тайник и для защиты города набрали и содержали на своем коште 100 человек стрельцов и за то им от государя царя и великого князя Михаила Федоровича в 1618 г. августа 28 день дана жалованная грамота». Осаж­денные выстояли, Рузский Кремль взят не был. «Хотя г. Руза – пишут Холмогоровы – старанием ружан посадских людей и не был взят, но дворы сожжены, храмы разрушены, поля потравлены». После таких бедствий г. Руза обратился в открытую поляну и лишился внешней своей красоты. Ворота при въезде в город были разрушены и подвергся унич­тожению храм св. Николая, что на городских воротах». Та же участь постигла и Кремлев­ский собор. Пожар 1619 г. до­вершил полное разорение Рузы.

В царской жалованной гра­моте от 28 августа 1619 г. пере­числяются все заслуги ружан и указывается: «…и сидели в осаде от польских и литовских людей и всякую нужду и го­лод терпели, а в нынешнем 1619 году Руза сгорела и дворы их и животы их со всеми сго­рели без остатку… Мы, Великий Государь, царь и Великий князь Михаил Федорович всея России ружан посадских пожа­ловали для их бедности и ра­зорения во всяких наших пода­тях… велели дать льготы и нынешнего 1619 г. на четыре года…».

Героическая оборона Рузы является славным эпизодом в борьбе русского народа с польско-литовскими захватчи­ками в 1617-1618 гг.