Музею Гиляровского в Тучкове быть
18 мая в День музеев энтузиасты и активисты родного поселка Тучково выдвинулись в Картино, где когда-то располагалась дача известного российского и советского журналиста, писателя-бытописца Владимира Алексеевича Гиляровского.
Впервые в Картино Владимир Алексеевич приехал в 1923 году. А с 1925 по 1935 год жил здесь каждое лето. В этих местах были написаны его рукой главы к произведениям «Трущобные люди», «Москва и москвичи», «Мои скитания», «На железной дороге».
Гиляровский обожал эти живописные уголки, по которым мог бродить без устали. Некоторым из них он придумал свои названия. Здесь есть «Охотничий курган», напоминавший ему о событиях русско-турецкой войны 1877—1878 гг. («охотник» в то время — разведчик), участником которой был Гиляровский. «Задонская степь» — поляна за березами — воскрешала в его памяти время, когда он был табунщиком. «Три березы» были посажены Гиляровским у дома в честь пьесы А. П. Чехова «Три сестры» (с Чеховым Гиляровского связывали дружеские отношения). На «Мыс Доброй Надежды» писатель уходил в часы творческих раздумий.
Здесь же им были написаны вот эти строки:
Горят болота — пахнет дымом,
Но все ж мне дорог край родной –
И не прельстить меня ни Крымом,
Ни заграничной суетой.
Всего дороже мне одно
Родное сердцу Картино.
Дача Гиляровско дотла сгорала дважды. Зимой 1941 года она была сожжена фашистами при оккупации Тучкова. Потом в пятидесятые годы прошлого столетия ее восстановили по старым фотографиям. В шестидесятые годы здесь был музей-библиотека, которым вплоть до самой смерти руководила Зинаида Шелепнева. Но 2002 году дача вновь сгорела до основания.
До недавних пор серьезно ее возрождением никто не занимался. Тем не менее, в Тучково нашлись энтузиасты, которые шаг за шагом пытаются вернуть родному поселку утраченный памятник культуры. Идет работа по документальному закреплению этого участка земли за поселением.
Одновременно люди решили вычистить отсюда поросль молодых деревьев. Увы, за 14 лет тут наросло и много больших и крепких стволов. Убрать их можно только с помощью техники. Пока же людям удалось пробить просеку к сохранившемуся кирпичному фундаменту дома. Работы по восстановлению музея, скорее всего, затянутся на годы, но энтузиасты не собираются отступать от поставленной для себя задачи.
Анатолий Кочетов