Жителям Рузского городского округа – о практике проведения профилактических мероприятий в Подмосковье
Одной из основных задач при проведении контрольно-надзорных мероприятий является профилактика нарушений. О том, как данное направление деятельности реализуется на территории Подмосковья, представители госорганов обсудили на совместном заседании Экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Московской области и Межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей прокуратуры Московской области.
В настоящее время надзорную деятельность в Московской области осуществляют 15 региональных ведомств в рамках 39 видов контроля и надзора (7 – федерального, 31 – регионального и 1 вид муниципального контроля).
По данным прокуратуры Московской области, в 2023 году из 7,5 тысяч плановых проверок свыше половины было отклонено, из 913 внеплановых – согласованы только 27%.
«Наиболее распространенными причинами отказов по-прежнему остаются – отсутствие оснований для их проведения и несоответствие представленных документов требованиям к установленной форме», – отметил в своем выступлении прокурор Московской области Сергей Забатурин.
Он также подчеркнул, что с учетом введенных ограничений на проведение плановых проверок, особое внимание уделяется качеству, обоснованности и эффективности использования введенных Федеральным законом №248-ФЗ профилактических мероприятий.
«Контрольными (надзорными) органами, начиная с 2022 года, проведено более 220 тысяч профилактических мероприятий. Вместе с тем, в работе органов контроля имеются существенные недостатки. Так, например, на официальных сайтах размещена неактуальная информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, тексты и перечни нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля. При проведении устного консультирования специалисты ведомств не в полной мере разъясняют нормы действующего законодательства, в ряде случаев не отвечают на вопросы в сфере соблюдения обязательных требований», – рассказал Забатурин.
Последний тезис подтвердило и исследование подмосковного бизнес-омбудсмена Владимира Головнёва, основной задачей которого являлось исследовать реализацию положений Федерального закона №248-ФЗ в части доступности, качестве и восприятии консультирования.
«Нашими коллегами – руководителями общественных приемных и предпринимателями – в течение мая было осуществлено более 200 звонков в 15 государственных органов», – прокомментировал Головнёв.
Уполномоченный также отметил основные недостатки работы контрольно-надзорных органов, выявленные в ходе исследования.
Так, для ряда участников составило трудность найти на официальном сайте контактный номер телефона для получения консультации. Не смотря на высокую информативность официальных сайтов, не всегда участникам удавалось дозвониться по обнаруженным номерам, ни с первого, ни с «пятого» раза. Не каждый дозвонившийся смог получить консультацию, вместо этого было предложено подготовить письменное обращение или «поискать информацию самостоятельно».
«Всё это при том, что консультирование, по мнению предпринимателей Подмосковья, – самый эффективный вид профилактики», — подчеркнул бизнес-омбудсмен.
Он привел результаты опроса более 400 региональных предпринимателей, в котором бизнес оценил эффективность проводимых профилактических мероприятий.
«В этой связи хочется обратить внимание контрольно-надзорных органов на исполнение положений, установленных Федеральным законом №248-ФЗ, в части размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальных сайтах сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований и проведения должностными лицами такого консультирования не формально, а профессионально», – резюмировал Головнёв.