Непогребенных останков не обнаружено
В апреле этого года в селе Михайловское нашего округа разгорелся нешуточный скандал. Один за другим стали выходить сюжеты телеканала «Россия 1» с кричащими названиями «Под Рузой братские могилы отдали под песчаный карьер», «Под Рузой снова копают карьер на месте массовых захоронений времен войны» и «Жители Рузы пытаются отбить у коммерсантов братские могилы». Тема стала настолько резонансной, что приобрела федеральный масштаб и стала объектом серьезного обсуждения в Государственной Думе. Сейчас прошло время, сделана экспертиза земельного участка, есть мнение прокуратуры, и можно проанализировать имеющиеся факты.
Действительно, вблизи деревни Михайловское этой весной началась разработка песчаного карьера. Появление карьера рядом с населенным пунктом это всегда определенные неудобства для жителей: из колодцев уходит вода, шумит работающая техника, загрязняется дорожное полотно.
Однако в Михайловском ситуация разворачивалась совершенно иначе. Жители утверждали и продолжают утверждать, что на поле находятся останки советских солдат, павших во время Великой Отечественной войны. Они ссылаются на рассказы двух доживших до наших дней очевидцев тех лет — Марию Грошеву и Анну Егорову, которые утверждают, что принимали участие в захоронении солдат на том самом поле, где начала работать карьерная техника.
Местные жители ссылаются не только на рассказы очевидцев. Есть и определенные исторические документы, которые поражают цифрами потерь советских войск. Обратимся к исторической справке, которую приводят местные активисты в качестве обоснования своей позиции. В ней говорится следующее:
«Во время Великой Отечественной войны боевые действия против немецких оккупантов в районе Михайловское вели части советской 27-й танковой бригады с 28 октября 1941 года до смены их частями 78-й стрелковой дивизии 3 ноября 1941 года. По данным оперсводки №54 штаба 16А от 19 ноября 1941 года, потери личного состава 78-й стрелковой дивизии в период с 6 по 19 ноября 1941 года по стрелковым полкам составили (ЦАМО Ф.1341 Оп.1, Д.2, Лист 126): 40-й стрелковый полк – 70%, 131-й стрелковый полк – 40%, 258-й стрелковый полк – 50%.
Исходя из штатной численности одного стрелкового полка в 3500 солдат и офицеров, расчетные количественные потери 78-й стрелковой дивизии в период с 6 по 19 ноября 1941 года — 5250 человек.
По состоянию на 1991 год в паспортах воинских мемориалов числились похороненными только 384 человека».
Здесь необходимо сразу отметить, что потери складываются не только из убитых. Также это раненые, пропавшие без вести, попавшие в плен и дезертиры.
В Центральном архиве министерства обороны имеется схема боевых действий того времени. 4 ноября 1941 года, форсировав реку Озерна, 2-й батальон 258-го стрелкового полка 78-й стрелковой дивизии атаковал деревню Михайловское, занятую на тот момент немецкими войсками. Бои были кровопролитными. Это был фактический удар в лоб на немецкую оборону. Штатная численность батальона была 778 солдат. Потери полка составили около 400 человек. Около трети из них — безвозвратных, то есть убитых. Тем временем другие войсковые части захватили плацдарм у деревни Федчино и развилку дорог Федчино — Лысково. Это была основная цель операции по пресечению снабжения боеприпасами и топливом врага вблизи деревни Скирманово. Тем не менее, из Михайловского пришлось уйти. Много павших осталось на территории, где сейчас стоят дома и дачи, жители которых наотрез отказываются пускать на свою территорию поисковиков, чтобы проверить землю на наличие останков советских солдат.
Второй период боев за деревню Михайловское начался 16-го и продолжался до 18 ноября. На этот момент численность батальонов и частей 258-го стрелкового полка сократилась примерно на две трети. Фактически в каждом стрелковом батальоне оставалось по одной стрелковой роте. Но эти люди были уже обстреляны и умели воевать, поэтому потери среди них были минимальны. Они наступали от деревни Федчино к деревне Михайловское вдоль реки Озерна. Потери за этот период составили 69 убитыми и 488 ранеными. Большая проблема в том, что сейчас и эти земли отданы под частную застройку преимущественно дачникам, которые не пускают поисковиков на свою территорию.
На северо-западе от деревни находились силы 1-го батальона 40-го полка и 3-го батальона 258-го полка. Они были выведены на восточную сторону Озерны, где спустились южнее деревни, вновь пересекли реку и атаковали деревню с юго-запада.
Теперь, когда нам удалось восстановить историческую хронологию событий, можно в полной мере оценить сложившуюся ситуацию. Однако остается непонятной ситуация с двумя жительницами, которые принимали участие в захоронении солдат на этом поле. Вот что сказал основатель частного музея военной истории в поселке Брикет Сергей Докучаев:
— Мы не впервые сталкиваемся с такой ситуацией. Мы знаем, что сначала привлекали местное население для санитарных захоронений. Потом приезжали санитарные роты, которые были уже в экипировке, с противогазами. Они эксгумировали останки, перезахоранивали и упорядочивали захоронения. Потом в 60-х годах было укрупнение этих захоронений. И местное население туда даже близко не подпускали к этому процессу, потому что это элементарно опасно. То есть, бабушки помнят как солдат хоронили на этих полях, а вот как перезахоранивали останки — не помнят. Они просто этого не могли видеть, потому что их туда просто никто не пускал.
Прокуратура Московской области в ходе проверки фактов, изложенных в обращении депутата Государственной Думы Оксаны Пушкиной, выяснила следующее:
«С учетом рекомендации министерства обороны Российской Федерации ООО «Стройпаркхоз» заключило с МОМОО «РППО Плацдарм» договор на выполнение работ по обследованию местности на наличие старых военных и неизвестных захоронений, по результатам которых неучтенных воинских захоронений на указанных территориях не обнаружено».
Центральное проектно-изыскательное предприятие «Васхаги-Центр» исследовало данное поле с помощью специального оборудования на глубину до трех метров. Останков павших солдат ими обнаружено не было.
Подводя итог всему, можно сказать, что владельцы дач и домов недовольны исключительно открытием карьера вблизи своего жилья. Они решили привлечь внимание федеральных СМИ, используя резонансную тему неуважения к останкам павших солдат. Но фокус не удался: подняты архивные сведения, поисковики провели работу, получены результаты экспертизы, которые четко определили: останков или неизвестных братских захоронений на поле нет.
Что же касается карьера, то есть проект, в соответствии с которым эти земли будут рекультивированы после разработки. Если же жители считают, что добыча песка и гравия как-то нарушает законодательство или их права, то они имеют полное право обращаться в контролирующие органы для наведения порядка.
Андрей Сорокин