Собака, она как ребенок…
В преддверии Дня кинологических подразделений МВД, который празднуется 21 июня, наш корреспондент побывал в Центре кинологической службы ГУ МВД России по Московской области в поселке Новотеряево. О том, как там организована служба полицейских и их четвероногих друзей нам рассказывает заместитель начальника ЦКС майор полиции Оксана Загородникова.
В Центре на сегодня содержатся порядка 45 взрослых собак и щенков. Главные направления работы — разведение и профессиональная подготовка собак для службы в правоохранительных органах. Щенки там рождаются, воспитываются, получают необходимые навыки, а потом распределяются по различным подразделениям полиции по всей Московской области. Кинологи учат собак искать взрывчатые вещества, оружие и боеприпасы; выявлять закладки с наркотическими и психотропными веществами; есть направление по следовой работе, а также по поиску трупов и трупных останков. В Московской области существуют еще два подобных региональных центра — в городах Дубна и Раменское.
— За год наш Центр подготавливает до 20 щенков. Потом их забирают в подразделения полиции, где они служат по 8-9 лет, после чего их списывают по возрасту, — рассказывает Оксана Валерьевна.
По словам майора полиции, службу проходят собаки пород восточно-европейская овчарка, немецкая овчарка, лабрадор и бельгийская овчарка. Раньше, говорит она, использовались также доберманы, ротвейлеры, спаниели, но сейчас от них в полиции начали отказываться: «Самые устойчивые в плане психики, а также по выносливости, интеллекту, уму, сообразительности — это, конечно, овчарки».
В ЦКС вместе с руководящим составом, водителями, тыловиками, и инспекторами 33 сотрудника, в том числе 20 кинологов.
— Плотно сотрудничаем с ОМВД России по Рузскому городскому округу, принимаем участие во всех мероприятиях, — говорит Оксана Загородникова. — Обследуем территорию во время проведения массовых мероприятий, например, тех же экзаменов в школах, государственных праздников, народных гуляний. В составе следственно-оперативных групп выезжаем на места совершения преступлений — краж, грабежей, убийств. Вместе с оперативными сотрудниками принимаем участие в осмотрах транспортных средств, помещений, наши собаки ищут у подозреваемых наркотики, оружие, другие запрещенные предметы и вещества.
Изымается огнестрельное оружие, патроны к нему — собаки обучены реагировать на запахи пороха! Только в этом году служебными собаками были выявлены, а полицейскими потом изъяты партии наркотиков, в том числе гашиш.
Также, как рассказала нам Оксана Валерьевна, сотрудники ЦКС являются непременными участниками многочисленных мероприятий с массовым пребыванием людей – форумов, спортивных соревнований, народных гуляний. Они были задействованы, например, во время проведения Чемпионата мира по футболу, в том числе в Нижнем Новгороде. А еще неоднократно командировались в горячие точки, в южные регионы, где работу полицейских нельзя назвать спокойной.
— В позапрошлом году в горах Чеченской Республики наши кинологи с собаками обнаружили и ликвидировали три бандитских схрона с оружием! – не скрывает гордости Оксана Валерьевна. – Занимались поисков мин на местности, собаки обнаруживали их, даже не касаясь! Это очень высокий уровень мастерства в подготовке собаки у кинолога!
Нередки случаи, когда специалистов ЦКС вызывают по анонимным сообщениям о минировании объектов.
— Однажды в Рузе обследовали подозрительную коробку, — вспоминает майор полиции. — Собака как-то странно себя повела, когда принюхивалась к ней, однако позу, которую должна принять при обнаружении взрывчатых веществ, так и не приняла. Был сделан вывод, что коробка не представляет опасности. А когда ее открыли, там оказались… маленькие живые котята! Представляете, что было бы, сделай собака ложное обозначение? Пришлось бы вызывать минно-саперную группу, эвакуировать население. Всего этого удалось избежать благодаря грамотной подготовке служебной собаки. В Рузском округе, по счастью, ни одно сообщение о минировании не подтвердилось.
«Веселое время» у кинологов и их хвостатых подопечных начинается летом, когда в лесные массивы устремляются грибники. По словам Оксаны Загородниковой, выезды происходят практически каждый день — люди теряются очень часто, однако не было еще ни одного случая, чтобы служебные собаки не отыскивали заблудившихся в лесных чащобах.
Собак в ЦКС кормят преимущественно сухими кормами, норма — 600 граммов в день. Было время, когда закупались крупы, овощи, мясо для бульона, готовилась натуральная пища. Однако кинологи столкнулись с проблемой хранения скоропортящейся собачьей еды. Кроме того, нужно было тратить время на приготовление пищи, мытье кухонных принадлежностей и прочее. И от этой идеи отказались.
— Конечно же, сотрудники не могут не баловать своих любимцев, особенно щенков! – улыбается Оксана Загородникова. – Дают вкусняшки, творог, мясные продукты: на одном сухом корме ведь не вырастишь хорошую собаку!
Служба в полиции для четвероногих сотрудников, как уже говорилось, ограничивается 8-9 годами. После этого собак списывают и готовят новых. Куда же деваются ветераны? К сожалению, судьба их не очень завидная. Государственное содержание для них не предусмотрено, поэтому кинологи стараются всеми силами как-то пристроить своих любимцев в добрые руки, а то и, по возможности, забрать к себе домой. Списанная служебная собака живет дома, пожалуй, у каждого сотрудника ЦКС.
— Как можно бросить на произвол судьбы собаку, с которой занимаешься, полюбил за много лет? – спрашивает майор полиции. — Вот я, например, забрала домой кобеля овчарки, ему было девять лет — предельный возраст. Как-то одна старая собака около года жила у нас прямо в Центре. Болела, и ее долго не могли забрать. Но потом все-таки удалось найти ей доброго хозяина.
В системе МВД России, в отличии от некоторых стран Запада, для служебных собак не предусмотрено ни званий, ни должностей, им не платят зарплату и не дают наград. Может, это и не совсем правильно? Почему бы бдительному четвероногому стражу порядка не вручить, к примеру, медаль за выполнение боевого задания?..
— Собака считается спецсредством, государственным имуществом, материальной ценностью, — говорит заместитель начальника ЦКС. – Конечно же, в деньгах ее стоимость не рассчитаешь, однако балансовая стоимость на момент рождения собаки закладывается. Сегодня это около 6000 рублей. Но ведь в собаку кинолог вкладывает огромное количество труда, заботы, ласки. Можно ли все это подсчитать, перевести в деньги? Думаю, нет.
По словам Оксана Валерьевны, награды за достижения, за хорошую службу все-таки у них бывают, однако получают их не собаки, а хозяева. Это кубки, грамоты, благодарственные письма.
У кинологов также предусмотрена надбавка за работу с собаками в размере 20 процентов от оклада. А еще есть надбавка в размере 40 процентов — за работу, связанную с поиском взрывчатых веществ. Эта деятельность, сами понимаете, связана с риском для жизни.
Подопечные ЦКС являются непременными участниками всевозможных соревнований, в том числе проводимых ГУ МВД России по Московской области, транспортной полицией и др. Только за два последних года кинологи и их собаки занимали два первых места в соревнованиях по разным кинологическим дисциплинам по всей Московской области. Инспектор-кинолог лейтенант полиции Юлия Лялик со своей подопечной – лабрадором по кличке Флора — не имеют себе равных в соревнованиях по поиску наркотических веществ. Есть и многие другие примеры.
Проводится большая просветительская работа с детьми — кинологи знакомят со своей профессией ребят из школ от 1 до 11 классов, воспитанников детского дома, дошкольных детских учреждений, посетителей библиотек. Очень много приезжает в ЦКС людей на экскурсии, и никогда никому там не отказывают в гостеприимстве! Несколько лет назад туда приезжали за опытом даже коллеги-полицейские… из Аргентины! Стражи порядка из Южной Америки долго смотрели, удивлялись на российских собак и задавали кинологам через переводчика множество самых разнообразных вопросов.
По словам Оксаны Загородниковой, получить базовые знания по кинологии можно в трех школах на территории России – в Ростове-на-Дону, Уфе и Егорьевске. Но чтобы стать настоящим кинологом, надо учиться всю жизнь.
— На своих ошибках, на чужих ошибках, надо иметь также характер, выдержку, терпение, чтобы заниматься с животными. Ведь собака — не робот, и всегда могут случиться сбои, как при подготовке, так и непосредственно в работе, — говорит специалист. — Кинолог начинает заниматься с собакой с ее рождения, еще щенком. Собака, она как ребенок, а ребенок не может не любить своих родителей. Так и животные. У всех разные характеры, разные подходы к дрессировке. Кто-то более мягкий, кто-то, наоборот, любит устанавливать дисциплину. Но все же любой хозяин для собаки — он всегда прав. Поэтому обижать собаку, бить ее просто бессмысленно. Она будет безусловно признавать правоту хозяина. Даже если он не прав. Вообще наказывать собаку — это последнее дело, ведь она даже обидеться на тебя, ответить не сможет. Если специалист правильно растит свою собаку, начиная с щенячьего возраста, то и навыков послушания дополнительно вырабатывать не приходится. Она сама будет понимать хозяина с полуслова. Она привыкает делать так, как ей говорит хозяин, и сама хочет работать для него.
— А бывает, что собаки кусают кинологов, спрашиваем мы у Оксаны Валерьевны?
— Чтобы служебные собаки кусали своих — такого я не припомню. У нас все собаки адекватные и воспитанные. Кстати, на гражданке часто бывают подобные случаи. Собака кусается, если она плохо воспитана, а многие хозяева не воспитывают своих животных и даже не знают, как это делается. Результаты порой бывают плачевными…
— В цирках животных заставляют выполнять головокружительные трюки при помощи разных приспособлений, бьют током. А вы используете в работе электроошейники?
— Да никогда в жизни! В полиции один из критериев отбора собак — устойчивая психика. Она не должна знать страха, бояться выстрелов, быть агрессивной, трусливой — много чего не должна. А если надеть на нее электроошейник и ударить током, то команды, она, конечно, послушно выполнит, но при этом станет пугливой, ее психика надломится. Такую собаку уже нельзя будет использовать для работы в полиции.
— В социальных сетях не так давно появилась нелицеприятная информация про сотрудников ЦКС. Что будто у вас содержатся посторонние собаки, от граждан. Правда ли это?
— Действительно, подобные посты начали гулять по просторам интернета. Объясню в чем дело. Многие сотрудники забирают собак к себе домой после того, как заканчивается срок их службы. Но бывают такие ситуации, когда собаку оставить не с кем — кинолог занят на работе, а родственникам, например, куда-то срочно понадобилось уехать. Вот и приводит сотрудник полиции свою собаку на работу, оставляет ненадолго. У нас бывают много кинологов из других подразделений полиции, соседних регионов. Сотрудники караульной службы со своими питомцами приезжают на сборы, им тоже требуется на время оставить животное. В ЦКС можно встретить собаку любой породы — добермана, алабая, лабрадора, ротвейлера.
На кадрах видеозаписи с мобильного телефона, выложенной в сеть, видна собака породы акита. Она принадлежит нашей сотруднице, собака не служебная, личная. На животное оформлены все необходимые документы, в том числе ветеринарный паспорт, проведена вакцинация. Дело в том, что у сотрудницы дома делали ремонт, и она попросила на время оставить собаку в помещении ЦКС. Руководство с пониманием отнеслось к проблеме, по-человечески, и не нашло причин, чтобы отказать в этой просьбе. Но кто-то из ее коллег, видимо, счел это неправильным и решил вот таким способом рассказать общественности о данном «злоупотреблении», выложив анонимный видеоролик в интернет. На мой взгляд, случай этот настолько незначительный, что и говорить-то о нем нет желания. Тем же, кто не к месту «проявляет бдительность», я бы посоветовала обратить внимание на свои служебные показатели и результаты работы, которые, к сожалению, оставляют желать лучшего.
— Спасибо Вам за содержательный разговор и поздравляем всех кинологов с профессиональным праздником!
Максим Гамзин